Кирилл Марков
Барная поэзия: медиамаргиналы стихотворного мира
Введение
Возможно, стремление выделять своё родное болотце в отдельную литературную среду - это как-то по-дилетантски.

Возможно, множество людей, читающих по барам, вполне себе укладывается в другое множество, называемое медиапоэзией.

Возможно, термин, которым я обозвал весь этот культурный феномен, откровенно неудачен.

Но как бы там ни было, сегодня мы поговорим о барной поэзии (да, термин выдумал я, и регулярно получаю за него по шапке от более продвинутых литераторов – прим. автора).

Как ясно из названия, это кластер людей, основная литературная деятельность которых происходит в различных питейных заведениях. И если бы краткость была сестрой моего таланта, то на этом статью можно было бы и заканчивать. Разве что я привел бы несколько примеров того, что это за такие барные поэты и насколько барные у них стихотворения.

Но мы с вами пойдем другим путем: разбирая отдельные наблюдения за этой средой, постараемся вывести некоторый список свойств, позволяющих сформировать вполне себе цельный ее образ.

(Спойлер: самые терпеливые читатели будут вознаграждены в конце статьи списком для чтения).

А пока что начнём с парочки определений.
Узнал, согласен
Перспективный литератор Елизавета Трофимова в своей лекции о современной поэзии описала среду барных поэтов так:
«Это когда вы сидите в баре за пятым шотом, потом появляется некто, начинает читать стихи, и у вас вдруг текут слёзы счастья от того, что вас наконец-то кто-то понимает».
Барной поэзии необязательно внимать именно в барах, а если вы даже туда пришли, вышеупомянутые горячительные напитки можно обойти стороной. Главная же ценность этого определения состоит в крайне верном описании коммуникативной функции такой поэзии, а говоря словами попроще – в упоре на эффект «узнал, согласен».

С точки зрения барного стихотворца, поэзия должна быть близкой и понятной как можно большему количеству людей. То есть, ее содержание как раз и должно коммуницировать, общаться со слушателем посредством или актуальной повестки, или вечных тем. А на практике чаще всего получается мудрёный микс из современности и классики.

Казалось бы, вполне себе здравая стратегия. Но, например, если вы обратитесь к академической среде и журнальным авторам, то увидите, что коммуникация там происходит на каком-то другом уровне. Вроде бы и жизненно, но будто не про нас, вроде бы красиво и складно, но не процитируешь.

Всё потому, что эту самую коммуникацию далеко не во всех слоях поэзии ставят во главу угла. Да-да, оказывается не всем нужны стихи «ой эт прям про меня». И речь идёт не только о формалистах, начищающих ритмику и звукоряд до блеска в ущерб «человечности». Тут можно выделить очень много разных нюансов, начиная с пресловутой башни из слоновой кости и заканчивая сознательной стратегией остранения.
Суммируя все вышесказанное: если поэзия вам нужна такая, чтоб выбивала утвердительное покачивание головой – вам, скорее всего, в бары.
Наивная актуалочка
Второе определение дал уже я, вернее, мой внутренний филолог. Оно звучит так: «Барная поэзия – тип поэтической речи, застрявший между наивной и актуальной».

Казалось бы, вкусовщина. Какие-то оценочные суждения, и вообще с точки зрения 300 подписчиков инстаграма поэтессы Виолетты Рифмоплётовны (все совпадения случайны – прим. автора) – это очень актуальный автор совершенно не наивных стихов о хитрых женщинах и горячих мужчинах.

Но нет. Оба термина официально используются в филологии. С наивной поэзией всё просто – это поэзия, игнорирующая большую часть наработок и сам по себе литературный процесс. Грубо говоря, это когда автор знаком с поэзией по школьной программе и двум попсовым тематическим пабликам, не более, но уверен, что этого вполне хватит, а остальное – дело таланта и опыта (но никак не начитанности).

А вот про актуальную поэзию спорят с начала 90-х и так и не могут ничего решить. Интересующихся для начала отсылаю к статье на «Википедии» – там вам и Кузьмин, и Пьер Бурдье, и до «Журнального зала» недалеко.
«Это не значит, что актуальными не могут быть стихи про любовь или про золотую осень. Могут — если в них выражено именно сегодняшнее восприятие любви и золотой осени. Потому что человек, выросший среди хрущёвок (или среди небоскрёбов), смотрит на золотую осень не теми же глазами, какими Пушкин из своей усадьбы…
Вот эта актуальность — не гарантия успеха: мало чувствовать своё время — надо ещё быть личностью и уметь предложить свой собственный уникальный взгляд на это время. Но без актуальности настоящего искусства не бывает: одна рутина и подражательство».

Дмитрий Кузьмин, главный редактор литературного журнала «Воздух»

Барная поэзия находится где-то посередине между этими двумя полюсами. То есть, у автора уже есть какая-никакая начитанность, уже нет радостного неофитского ощущения первооткрывателя всех удачных метафор, и даже рифма «изобилья – забыл я» вызывает подозрения в неосознанном плагиате. Но при этом в толстые литературные журналы и престижные премии его не включают, да и сам он, признаться, далековат от этого всего.

Такое вот положение определяется очень интересной и сложной социальной коммуникацией. Развита она, может, и не так глубоко, как у академпоэтов и критиков, но очень ветвиста, хотя ветки эти как поэтически-социальный лифт не используешь (об этом чуть позже).
Медиа сапиенс
Слово «медиа» ужа давно стало притчей во языцех, модной приставкой к разным словам, если вообще не каким-то объектом боязни и поклонения. Не избежали этих процессов и стихи.

Итак, согласно современным определениям, медиапоэзия – это литературный феномен, в основе которого лежит синтез поэзии и мультимедийных технологий. Её отличительным признаком является связь с интегрированной многокомпонентной медиасредой – текст, звук, графика, видео – и их интерактивное взаимодействие.

Относится ли к этому то, какими способами продвигается поэзия? И да, и нет. Одни исследователи настаивают на том, что медиапоэзия – это поэзия как медиапродукт: создан в цифровом пространстве, существует только в нём и принципиально оттуда не вынимается. Другие же расширяют термин, включая в медиапоэзию и инструменты для тиражирования и популяризации авторского поэтического текста.

Чтобы совсем уж не путаться, назовём медиапоэзией то, что действительно не может быть изъято из цифровой среды без серьёзных повреждений (про это можно почитать в другой статье «Культурь!»: Фантастическая digital-поэзия и где она обитает). А обычную поэзию, вовсю пользующуюся медиасредой, так и назовём: поэзия повышенной медийности.

При чём тут барная поэзия, спросите вы. Отвечаю: несмотря на любовь к live-выступлениям, которая предполагает дихотомию живого и цифрового (а значит и презрение ко второй категории), медийностью в барной среде пронизано буквально всё.

ВК, Instagram, Telegram, TikTok – барные поэты найдутся везде. У уважающего себя «барника» хотя бы в одной из соцсетей должен быть полновесный профиль.И даже если сам по себе человек не вписан в информационный обмен – у него попросят фото и текст стихотворения, анонсируют выступление в каком-нибудь сообществе и, таким образом, введут в круговорот лайков и репостов. После выступления ещё подбежит пара новых фанатов и спросит, где можно посмотреть текст и как называется профиль в Инстаграм, а то на сторис с выступления надо бы отметить аккаунт. В этот момент даже самые «инфостойкие» задумываются о регистрации в новых сетях.

На уровне тех самых пабликов и страничек барная поэзия как раз-таки очень похожа на сетевую. Хотя бы внешне: типичный пост – это текст, картинка в тему, возможно – музыкальная композиция. Раз в N постов – видео с чтением стихов. В общем, кому я рассказываю, знаете же формы современного поэтического контента лучше меня.

Вся магия начинается, когда барный поэт выходит на сцену: он и её умудряется обогатить медийностью, в идеале превращая в медиасреду. Даже если не брать те продвинутые случаи, когда используется аудио- или видео-подложка, само по себе выступление уже перестаёт укладываться в понятия «мелодекламация» (т.е. просто чтение стихов с выражением). Сегодня это именно медиа: сам по себе текст сплетается с его аудиальным образом, дополняется актерско-перформативными практиками, да ещё и поглядывает в сторону стенд-апа в момент перебивок между стихами.
Хьюстон, у нас проблемы
Всё это хорошо и здорово, но есть две проблемы.

О первой можно прочитать в статье Игоря Гулина «Что происходит с текстом?» (можно найти на «Сигме»). Если кратко, то происходит с ним следующее. До эпохи масс-медиа целью советского поэта было создать шедевр. Где-то в районе 90-х, как раз с появлением масс-медиа новых типов, стратегией стало уже создание метанарратива, то есть образа, состоящего из корпуса текстов. Естественно, что в этом случае ценность одного конкретно взятого стихотворения резко упала. С тех пор прошло уже лет 20, но полноценного перехода от первой категории так и не произошло. В результате, мы обитаем в некотором разрыве. Поэтический бэкграунд имён прошлого требует от нас шедевр, а соцсети – ежедневного контента. Пути решения каждый придумывает сам, но ценен не конкретный рецепт, а сама постановка вопроса. Может ли поэзия вообще жить в одной ленте с мемами, котиками и музыкальными подборками «БАСЫ В ТАЧКУ КЛУБНЯК 2020»? И как при этом сделать поэзию GREAT AGAIN?
Есть и вторая проблема.

Вся эта медиасоциальность здорово замыкает общность поэтов на себе. Из барной среды есть два пути: к академикам и к звездам. И оба оказываются практически перекрыты.

В среду толстых литературных журналов, в принципе, можно прийти и наивному поэту – если он готов учиться. Но любая сколь угодно заметная медийность для академиков – как красная тряпка для быка: знаки презентации оказываются слиты воедино со знаками хвастливости и самолюбия, что никак не вяжется с самоумалением и прочими самурайскими техниками. Плюс медиасоциальность действительно действует по законам моды, вращая одни и те же поэтические приёмы времён Серебряного века по кругу. На такой кривой козе, опять же, к академикам не подъедешь.

А для звёздности (ну знаете, Сола Монова, Ах Aстахова, Евгений Соя and so on) барные поэты слишком общны. На таком пути тоже есть много стратегий: можно светиться на всех конкурсах и премиях, можно делать горы контента, можно идти по головам, — но любой из этих вариантов так или иначе рушит социальные и символические устои барных поэтов.
Нам важны даже не эти две проблемы, а три следствия из них.

Первое – это плохо работающий поэтически-социальный лифт. Прекрасно перевозит целые компании поэтов внутри кластера и никак не может вытащить людей в области за пределами баров и кафе. Приходится прикладывать очень большое количество усилий, чтобы выбраться из прочно укоренившихся мифологий поэзии и сделать шаг в другой кластер.

Второе – поэтический текст теряет свою многогранность, начинает стягиваться к одним и тем же темам и приёмам, становится одинаковым даже при кажущейся уникальности отдельных стихов. В предельном состоянии этот текст начинает кричать о том, что он – поэзия. Становится применима формула Маклюэна «the medium is the message»: выбор средства информации влияет на смысл этой самой информации.
И, наконец, третье, объединяющее первые два вывода: при всех своих прекрасных чертах, барная поэзия часто скатывается из искусства в вид терапевтического самовыражения, сохраняяпри этом оригинальную вывеску. Хорошо, если сам автор это признаёт, да и никто не запрещает делиться результатами терапии. Просто нужно иногда иметь мужество встать и уйти из клуба анонимных стихоголиков.

The end
Впрочем, я нагнал страху. Проблемы эти, конечно, имеют место быть, но важны они скорее с точки зрения всяческих прикладных филологий. Потому что если автор – неважно, барный он или нет – умеет с первых строчек захватить и держать, не отпуская, то это и есть самое важное для читателя/слушателя/зрителя.
Обещанный P.S.

Если вы находитесь здесь, значит либо прочитали весь опус, либо схитрили и прокрутили всю статью не глядя. Оба варианта, так уж и быть, заслуживают поощрения (потому что даже крутить пришлось немало).

Барные поэты, которых стоит почитать:

Арс-Пегас
Владимир Лаутеншлегер
Антон Кобец
Диана Никифорова
Сергей Сухин (Огнев)

Ну ладно, чего я скромничаю, меня тоже можно поглядеть: Кирилл Марков

Мероприятия в Москве, на которые стоит сходить (при соблюдении всех норм и требований нового времени, конечно же):

ЛитПоны
Чтецы
Жемчужный век
Стихотворец
Рифмос

Отдельно отмечу:

Made Inside – объединение, которое в основном и состоит как раз из барных поэтов. В активе у ребят и аудиосборник, и поэтический флешмоб, и даже рекорд России, поставленный в союзе с библиотеками Востока Москвы. Такие дела.