ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
DIGITAL-ПОЭЗИЯ
Анастасия Явцева
и где она обитает
Отлично. Супер. Просто замечательно. Все выучили слово digital, русифицировали его на манер вырви-глаз (диджитал, дигитальный?) и стали через дефис лепить к любому мало-мальски «уникальному», «новому» и «интерактивному» Интернет-продукту.
Пришло время расставить все точки над «Ё» и в поэзии: что может считаться digital-поэзией и какие крутые примеры существуют на данный момент.
21 век — век трансмедиального искусства, когда «чистые» формы не вызывают интереса не только у потребителей, но и у творцов. Это порождает множество фантазий на тему, но отечественные реалии говорят о том, что подавляющее большинство художников не обладают нужным понятийным аппаратом. Отсюда в поэзии рождается театр абсурда уровня «Хармс».
Во-первых, давайте договоримся, что не всякое стихотворение набранное на компьютере и выложенное в Интернет, является digital-поэзией. Даже если оно отсканировано с журнала «Воздух». Даже если мы не знаем, что.
Во-вторых, давайте разбираться. «Digital» в переводе с английского не более чем «цифровой», в связи с чем появляется важный аргумент в пользу его прямого калькирования в русском языке (отечественный Интернет, к сожалению, забыл разницу между «циферным» и «цифровым», упс):
Поэтому, в отношении поэзии, мы, скорее всего, безвозвратно утратили нужную коннотацию слова «цифровая».
Воспользуемся четким разделением, сформулированным Кристианом Полом в его книге «Цифровое искусство»:
«Я провожу самоочевидное, но крайне важное разграничение между искусством, в котором цифровые технологии используются как инструмент для создания более или менее традиционных произведений – фотографий, гравюр, скульптур – и подлинно цифровым компьютерным искусством, которое создается, хранится и распространяется с помощью цифровых технологий и в качестве выразительных средств использует исключительно их. Именно последнее, как правило, и обозначают термином «медиаискусство».
Последнее пятилетие в поэзии позволяет нам говорить о существовании традиционной поэзии, находящейся в цифровом пространстве, и подлинной digital-поэзии, подвидами которой, вслед за Михаилом Родиным, можно назвать поэзию электронную и медиапоэзию. Последняя включает в себя большую группу жанров и направлений, дать названия которым значит пытаться присваивать имя постоянно изменчивым процессам, начавшимся еще в конце 20 века.
Что такое эта ваша digital-поэзия?
Результуты запроса «цифровая поэзия» в отечественном Гугле
Но важно понимать, что digital — это всего лишь общее обозначение совокупности современных форм и направлений поэтического творчества.
Короче, из важного: есть поэзия, для написания которой использовались всякие примочки (гугл, Т9, искусственный интеллект), а есть сама цифровая поэзия (= digital-поэзия), которая существует и приобретает свой смысл исключительно в цифровом пространстве.
Как мы упомянули выше, одним из подвидов digital-поэзии можно считать поэзию электронную. Согласно определению, данному «Организацией электронной литературы» (США), электронная поэзия — это цифровое по происхождению литератур­ное искусство, использующее трансмедийные возмож­ности цифровой среды.
Говоря проще (ха!), компьютерный язык, наравне с языком естественным, выполняет в электронной поэзии текстопорождающую, а вследствие этого и смыслопорождающую функцию. Чего-чего? Чего-рождающую функцию? В общем, искусственный интеллект компьютера/гугл-системы/чего-нибудь еще неодушевленного помимо того, что участвует в создании текста как самостоятельная творящая единица, так еще и является промежуточным элементом, придающим тексту бесконечно новые смыслы. От так уот.
Ну окей,
а поподробнее можно?
С такими видами электронной поэзии, как гипертекстовая поэзия, интерактивная поэзия, фларф-поэзия (которой, кстати, если ее хорошо попросить, балуется Яндекс-Алиса)
и другими пограничными направлениями можно ознакомиться в супер-полезной статье Дискурса «Между физикой
и лирикой: о новых формах поэзии
»
Медиапоэзия представляет собой взаимодействие непосредственно поэтического текста с любым медиа-пространством: визуальным, аудиальным, тактильным ect. Фишка в том, что цельным произведением стихотворение становится только при условии реализации этого взаимодействия.
Это значит (только не плачьте!), что клип, где вы красиво смотрите вдаль и читаете свое стихотворение, не может считаться в полной мере digital-поэзией.
Это будет всего лишь демонстрация способа презентации стихотворения с помощью digital инструментов -
съемки и монтажа. Такие дела.
А что же будет? Сейчас мы с вами и посмотрим на примерах. Интересные кейсы цифровизации текста вы можете найти у того же Кристиана Пола в его «Цифровом искусстве», который покажет, что люди в 98-м тоже не огонь трением добывали. Мы же тут поговорим о действующих digital-проектах в поэзии.
Толковых поэтических digital-проектов, скорее всего, довольно много, другой вопрос, что узнать нам удается о единицах. Поднапряглись и собрали для вас немного крутоты.
ТОП-3 ЛУЧШИХ
Здесь, конечно, важно остановиться на двух моментах: довольно интересном жанре и не менее интересном содержании. Щепетильность в этом вопросе радует. Совершенно очевидно, что жанра цифровой оперы, в общеизвестном смысле, не существует, и ребята изобретают его: музыка, слова (у каждой оперы есть либретто, а случае с ШХД — это поэма Ильи Мазо), но вместо сценического действия — действие в социальных сетях. Они приходят на смену классической сцене — это осознанно сформулированная парадигма последнего десятилетия, которая в ближайшее время
в искусстве обретет нарочитость и сознательность.
ШХД: ЗИМА
Илья Мазо
Авторы вот этому всему дают следующее определение: «это цифровая опера, авангардный мультимедийный проект Московского поэта и музыканта Ильи Мазо,
в который входят: книга, короткометражный фильм, музыкальный альбом, коллаборации, музыкальный спектакль, компьютерная игра и кое-что еще».
Чтобы понять, что к чему, мы обратились напрямую к создателю и идеологу проекта Илье Мазо.
«В том виде, в котором ШХД существует сейчас (на сайте), — он оперой не является. "ШХД: Зима", в первоначальном
ее виде, была (и остается) именно оперой, но разработанной под социальные сети. Она принципиально построена по их законам и существует именно в Интернет-среде».

Части оперы выкладывались в масс-медиа в определенном порядке, первым зритель увидел видео «Декабрист». Видео представляет собой код, который работает, несмотря на нарушение его внутренней структуры. В этом автор видит саму функцию искусства — в разрушении (в самом широком понимании этого слова).
Поочередно перед зрителем представали новые части оперы, конечный месседж которой — наши ощущения.
Каждый digital-продукт — поэтическое высказывание, фундамент и ключ
к пониманию которого кроется непосредственно
в тексте.
«Песни, антураж игры, атмосфера фильма — все
строится вокруг
стихов поэмы
и является дополнениями
к ним».

Важным моментом в понимании оперы является то, что сам автор говорит нам: «для меня поэзия — это не текст». И именно это интересно в данном случае: в подлинной digital-поэзии совершенно не обязателен текст в том привычном понимании, которое существует сейчас.
Ярким подтверждением этого является компьютерная игра «ШХД: Зима». У нее нет особого сюжета, только квартира в хрущевке и зима за окном. Больше ничего. В определенные моменты игры вас может застать голос, но он не несет в себе определенного послания. Он вызывает у вас чувства: страха, непонимания или чего-то своего. Вы можете постараться услышать его еще раз.
Можете попытаться.
В сети бродил слух о существовании «летней версии» игры, но спешим сообщить: да, существует самостоятельный проект разработчика Саши Игнатова под названием «Бытовой подвиг». Увы, несмотря на похожую «карту», он никак не связан с ШХД.
Мы поиграли в обе игры, и с вероятностью 99% можем настаивать на одном весомом отличии: у «Бытового подвига» есть нарратив и определенный сюжет, тогда как «ШХД: Зима» — это выражение чувства и ощущения, что и является основным признаком поэтического произведения.
Крис Функхаузер в своей книге New Directions in Digital Poetry еще в 2012 году обращался
к фундаментальным для только зарождающейся в России поэтическо-игровой сферы проблемам. Знакомя своих студентов с digital-поэмой Джима Эндрюса «Asteroids», он ставил перед ними один из главных вопросов современного digital-высказывания через компьютерную игру: «Что перед вами? Видеоигра с фрагментированным языком, поданная как поэзия — или поэзия, воплощенная как тип игры без [свойственной ей по умолчанию — прим авт.] конкурентной структуры?»
1
Илья Мазо, создатель ШХД, комментирует:
«Там [в игре] нет нарратива, который можно взять и просто сказать, что эта игра вот про
"то-то". Она не про "то-то", она поэтическая, она... Её смысл становится понятен только тогда, когда вы в неё заходите. И вы
не сможете его сформулировать. Это просто некий звон, который звенит у вас внутри».

Именно это, на наш взгляд, отличает данное произведение от других: здесь нет топорной интеграции стихотворений в digital-пространство. В данном случае само это пространство является высказыванием.
«В том виде, в котором ШХД существует сейчас (на сайте), — он оперой не является. "ШХД: Зима", в первоначальном
ее виде, была (и остается) именно оперой, но разработанной под социальные сети. Она принципиально построена по их законам и существует именно в Интернет-среде».

С полной версией интервью с Ильей Мазо вы сможете ознакомиться
в отдельном материале, а пока хотелось бы подвести определенный итог. Нельзя не согласиться с автором проекта в том, что «ШХД: Зима» является всего лишь первой ласточкой грядущих десятилетий digital-искусства. И поэтому уже сейчас очень важно разобраться, что таковым является, а что нет. Вы только что прочитали об одном из самых прогрессивных отечественных digital-проектов в России, с чем мы вас и поздравляем.
Без лишних слов представляем вам поистине крутого digital-поэта - Йорга Пирингера. Йорг, как он сам о себе пишет, является членом института трансакустических исследований, а также участником Венского овощного оркестра (в отличие от современных русских поэтов, на свежих овощах ребята играют, а не нервах окружающих). Он магистр в области компьютерных наук. Работает как внештатный художник и исследователь в области электронной музыки, звуковой и визуальной электронной поэзии, интерактивных коллаборативных систем, компьютерных игр и видеоарта. Перечитайте этот перечень еще раз и почувствуйте себя некомфортно со своим бакалавром.
ЙОРГ ПИРИНГЕР
Приложение konsonant
Приложение предлагает нам играть с буквами и звуками, строить «акустические машины», управлять «трансформирующимися облаками»
и экспериментировать с алфавитом. А также наслаждаться процессом, рисуя линии, симулируя движения и создавая звуковые взаимосвязи.
В данном случае пространство приложения — условие для рождения новых смыслов, фактур
и эмоций, а значит, оно
в полной мере является digital-высказыванием. Однако, наше отрицательное имхо заключается
в отсутствии какого-либо эмоционального отклика
на результат. Но это мы почему такие злые были, это у нас айфона не было: все проекты Пирингера созданы только для «яблочников» :)
Приложение tiny poems
Tiny Poems
интегрирует визуальную мелкоформатную поэзию в мобильные устройства, такие как Apple Watch, iPhone и iPad (вот это неожиданность). Короткие и динамичные тексты отражают время, суету и постоянно меняются.
На наш взгляд, уже интереснее, чем предыдущее приложение. Это похоже на лотерею эмоций: в какой-то момент внутреннее ощущение пересекается с механизированным текстом, и в точке этого пересечения на мгновение рождается художественное произведение. Вот так.
Приложение tractatus infinitus VR
Приложение для все тех, кто, как и автор статьи, мечтал попасть внутрь текста в буквальном смысле этого слова. Перед вами — поэтическая аудиовизуальная галлюцинация, вдохновленная логико-философским трактатом Людвига Витгенштейна, в виртуальной реальности. Пролетите сквозь акустические и визуальные отголоски литературных следов логических терминов и предложений Витгенштейна. Измените курс беспорядочного компьютерного сценария, глядя на гигантские трехмерные скопления букв, которые затягивают вас в свои таинственные знаки и формы. Путешествуйте через слова и слушайте жуткий звуковой ландшафт, который их окружает. tractatus infinitus — это бесконечное путешествие через философию, звуковую поэзию и типографские пейзажи.
2
Быстренько пробежимся по, естественно, не русифицированным примерам не то лютого постмодернизма, не то чего-то действительно интересного.
Интересный digital-experience, который не обещает рождение особых смыслов, зато обеспечивает максимально глубокое погружение в текст. Возможность реципиента взаимодействовать
с объектами делает того в какой-то степени творцом и демиургом процесса. Именно этим интересен проект. К сожалению, опробовать его простым смертным сложновато: автор рекомендует приложение к просмотру хотя бы через Google Cardboard.
Видеоигра для приставки Atari 2600 и ценителей ретро. В сборнике из 4-х игр — по одной
на каждое время года — актуализируется поэзия имажизма (а вот и не опечатка, имажинизм тут ни при чем), в частности хайку, а также интересный игровой нарратив.
A Slow Year. Ян Богост
Основной замес пространства - медлительность. Медлительность как состояние созерцания
и рефлексии. И всё? Нет, не всё. Умные люди знают, о чем говорят — в своем анализе A Slow Year исследователь СПбГУ В.В. Кириченко пишет: «Особенностью [A Slow Year] является попытка через призму технических ограничений консоли продемонстрировать поэтику имажизма, однако Богост выбрал для своих целей не форму верлибра, но хайку — жанра, который очевидно повлиял
на творчество Паунда [ведущий теоретик имажизма]
и многих других поэтов. Силлабическая строгость хайку интересно коррелирует с ограниченной памятью картриджей Atari 2600. Богост делает композиционную разлиновку на четыре мини-игры, по одному килобайту каждая, которые подражают поэтической лаконичности и абстрактности».
Сам разработчик говорит о жанре составляющих частей своего произведения: «Я хочу назвать их game poems [прим пер. - игровыми стихотворениями]».
Что ж, не будем спорить с создателем. На наш взгляд, данный проект является модной интерпретацией лаконичности в digital-поэзии: ретро-приставка,
хайку и однотонный анализ статичного ощущения
или же чувства в статике.
ЧТО ХАРАКТЕРНО, ИГРУ ПРЕДВАРЯЮТ ПРАВИЛА-ХАЙКУ:
Переключатель меняет сезоны
Красная кнопка пробуждает стихи
Игрок медлит
То есть сама концепция текста интегрирована не только в виде формата цикла и роли читателя (от первого лица), но и подчиняет себе игровую структуру. На наш взгляд, A Slow Year — один
из самых качественных продуктов в плане интегрирования текста в digital-пространство,
где они смогли существовать на равных.
3
Elegy for a Dead World — это исследовательская игра с боковой прокруткой, в которой игрок пишет дневник, видимый другим игрокам. Игрушка ушла в бонус, потому что не является непосредственно продуктом digital-поэзии, но это «это все о нём, это всё о ней».
На наш взгляд, разработчик Ichiro Lambe в данном digital-проекте о поэзии поднимает, помимо исследования степени интимности совместного письма, вопрос о поэтическом сознании. По сути, перед нами его симулятор. Даже не смотря на то, что писать можно как прозой, так и в рифму, суть выражена довольно ясно: герой болтается в космическом пространстве (буквально в «первородном бульоне»), пока не выбирает один из трех игровых миров. Он приземлен только в процессе письма. Несмотря на простоту задумки, нельзя не отметить красивую графику и, если вдуматься, довольно глубокую идею.
Игрок исследует три мира, вдохновленные британскими поэтами-романтиками: Шелли, Байроном и Китсом, делая в процессе заметки, фиксирующие наблюдения. Эти записи доступны каждому через Steam Workshop. Коллективный механизм письма обеспечил ему почетное упоминание на премии Nuovo в 2014 году на фестивале независимых игр.
Elegy for a Dead World: симулятор поэтического сознания
На барабане: бонус
Представленное «многабукв» — лишь попытка разобраться в природе поэтического digital-высказывания, и мы надеемся что сейчас
вы уже на полшага ближе к полному пониманию феномена digital-поэзии, чем были еще полчаса назад. Если у вас есть собственные примеры подобных проектов, наша редакция будет счастлива узнать о них. И помните — все в наших руках, даже будущее поэзии
в эпоху цифровизации ;)