Джеймс Бонд: Время или не время умирать?
Анна Ибрагимова
Невероятно, но киновселенной о Джеймсе Бонде вот уже почти 60 лет! Мы уже делали полный гайд по всем книгам и фильмам об агенте 007, а также выясняли, что вообще значит феномен Бонда в современной культуре. Но неужели и ему пришло время умирать? В прокат после долгого ожидания вышел новый фильм о Джеймсе Бонде — «Не время умирать». Картина станет последним фильмом, где роль агента исполнил Дэниел Крейг, а значит, бондиана,
перезапущенная 15 лет назад, завершится. Означает ли это конец одной из самых популярных киновселенных в истории кино?
* В статье нет серьёзных спойлеров, но если вы
не хотите заранее знать сюжет, то лучше прочитайте
её после просмотра фильма.
О том, что герой Джеймса Бонда уже несколько лет не вписывается в новую реальность, говорят все, включая актёра Дэниела Крейга. Действительно, Бонд — это законсервированный продукт той эпохи, в которой он был создан. Ян Флеминг написал свой первый роман аж в 1953 году, а первый фильм с Шоном Коннери в главной роли вышел
в 1962 году. Изначально задуманный автором как британский тихий и интеллигентный сноб, Бонд постепенно превращался в обаятельного мачо.
Это редкий случай, когда киногерой пережил не только своего создателя, став отдельным культурным явлением, но и всех последователей создателя. Дэниел Крейг был шестым Бондом, но вот уходит и он.
1962
2021
«Не время умирать» пришлось ждать невероятно долго — целых шесть лет. Почти два года ожидания нам подарила пандемия, из-за которой премьеру фильма переносили несколько раз. Такая большая пауза породила много слухов: начиная от того, что Бондом станет другой актёр, заканчивая тем, что агентом 007 теперь будет женщина. Появление таких слухов неудивительно и вполне закономерно. Бонд устарел. «Токсичная маскулинность» — примерно так можно кратко описать образ агента. В 2021 году мужчина, полностью доминирующий над женщинами, не воспринимающий их как равных, злоупотребляющий алкоголем, до умопомрачения суровый и неправдоподобно атлетичный, выглядит немного странно. Даже не странно, а скорее старомодно. Будто бы немного неловко и даже смешно, когда сжав челюсти, Бонд отодвигает всех в сторону и идёт решать проблемы один, как настоящий суперагент.


С фильмом «Не время умирать» вышла уж совсем странная ситуация. Вроде как стало наконец точным, что этот фильм станет последним для данного Бонда. Режиссёр Кэри Фукунага даже сделал агентом 007 женщину! Бонд, о ужас, не пытается соблазнить всех девушек в фильме. Он, конечно, всё ещё неприлично много пьёт, но уже одумался и мечтает о покое и тихом семейном счастье. Только вот новый агент 007 Номи, в исполнении Лашаны Линч, быстро превращается во второстепенного персонажа, все наработки прошлых фильмов теряются, а Бонд снова выходит на первый план в качестве машины для убийства, как всегда верный и преданный лишь одной женщине — родине.
И где-то на фоне вторит ему Билли Айлиш, напевая, что «ты больше не увидишь моих слёз», ведь настоящие герои не плачут.
GREAT BRITAIN
GREAT BRITAIN
Конечно, можно понять недовольство традиционалистов и поклонников Бонда. В конце концов, женщина-агент 007, равноправие, ЗОЖ — это уже слишком. Ведь киновселенная Бонда, как и Гарри Поттер — квинтэссенция британства: от костюмов до дорогих машин, от коктейлей до чайного набора в ящиках с оружием. Может, проблема в том, что режиссёром фильма впервые за всю историю бондианы стал американец? Где же ваши манеры, сэр?
После прорывных для бондианы двух прошлых фильмов Сэма Мендеса «Координаты „Скайфолл"» и «Спектр» новый фильм выглядит откатом назад. И дело даже не в веяниях времени. Мендес два фильма подряд пытался «очеловечить» Бонда: создать ему прошлое, обозначить
его слабости, потери и несовершенства. В «Скайфолле» всплывают детские травмы, которые объясняют, почему же нынешний Бонд всегда такой угрюмый. В «Спектре» агент влюбляется не абы в кого, а в психоаналитика Мадлен Суонн, чтобы уж наверняка с травмами разобраться. А дальше — пшик. Последовательно создававшийся выпуклый и драматический образ вновь становится карикатурой на спецагента, старого солдата, не знающего слов любви.

Совсем уж неловко зрителю станет,
когда в фильме появятся русские химики, разрабатывающие секретное химическое оружие на затерянном острове между Россией и Японией. При этом сотрудники этой секретной лаборатории ходят чуть ли не в галстуках пионеров и с сохой, пока их руководитель и по совместительству главный злодей Люцифер Сафин носит кимоно. Ни вашим, ни нашим, как говорится. А Рами Малек, сыгравший Люцифера, вызывает скорее умиление, чем страх или хотя бы отторжение. Впрочем, хоть кому-то же должен сочувствовать зритель.
NO TIME TO DIE
TO DIE?TO DIE?TO DIE?TO DIE?TO DIE?TO DIE?TO DIE?TO DIE?TO DIE?TO DIE?TO DIE?
При этом нельзя сказать, что фильм уж откровенно плох и позорит гордое имя бондианы. Нет, в нём
всё ещё много захватывающих сцен (хотя их всё равно маловато для фильма подобного жанра), красивых видов, погоней на дорогих машинах. Приятный бонус — саундтрек «No time to die» от Билли Айлиш. Фильм подводит к логическому концу все сюжетные линии крейговской бондианы, что само по себе ново для фильмов о Бонде. «Не время умирать» даже заставит вас немного погрустить, что всё заканчивается. Это отличное кино, чтобы почти на три часа выпасть из реальности и попрощаться с Дэниелом Крейгом, получившим звание почётного коммандера флота (как и у его киногероя) за долгую службу на кинопосту агента 007.

Пост сдал, но примет ли его кто-то ещё?

Tilda Publishing
create your own block from scratch