Ася Красовская
«Приключения Эрже…» — история человека, подарившего миру Тинтина
Молодой бельгийский репортер: рыжий чуб, брюки-гольф, всегда появляется в компании белого фокстерьера, 6 букв. Тинтин, скажете вы, даже если никогда не читали комиксы о его приключениях, и не смотрели фильм, снятый Стивеном Спилбергом. За создание этого культового персонажа ответственен бельгийский художник Жорж Проспер Реми или просто — Эрже. В 2020 году издательство «Комильфо» выпустило комикс-биографию о его жизни «полной событий, которым поразился бы его персонаж». В нашей рецензии — рекомендации к прочтению, немного спойлеров, а также ответ на вопрос, почему персонажи Эрже не отбрасывают тени.
Об авторах

Жозе-Луи Боке — французский писатель, журналист и эссеист. Он написал более двадцати книг, включая биографии других легенд, таких как Рене Госсинни (один из создателей Астерикса).

Жан-Люк Фроменталь — автор более тридцати французских графических романов.

Станислас Бартелеми — рисует графические романы и детские книги во Франции с 1986 года, является одним из основателей французского издательства l'Association.
Кто наш герой

История «Приключений Эрже, создателя Тинтина», начинается, как это обычно и бывает, с детских лет. На 60 с небольшим страницах разместились 19 лет/глав — ключевых событий в жизни героя. Как-то раз мама, в попытках спасти дом от разрушения, подсунула непоседливому Реми несколько цветных карандашей и лист бумаги – и попала в самое сердце. Его рисунки заполнили заполнены школьные тетради, учебники, да что уж говорить – даже стены. Совсем недавно узнаваемых рыцарей в латах, индейцев и скаутов обнаружили на стене брюссельской школы, где Реми учился. Что интересно, его рисунки уже тогда сопровождались диалоговыми «пузырями», хотя в начале XX века так ещё никто не делал.
Почему Эрже?

Возьмите имя Жорж Реми, поменяйте местами имя и фамилию, оставьте только первые буквы «Р. Ж.» и прочитайте вслух, что получилось — Эрже. Так автор подписывал свои работы.

Злоключения Эрже

Когда я слышу слово «приключения» я представляю себе передряги Индианы Джонса или Джеймса Бонда, которые при помощи лассо могут выбить у бандитов пистолет из рук и взболтать, но не смешивать мартини, а вовсе не те события, которые описаны в этой книге. От участия в походах бойскаутов и первых успехов комикса о Тинтине — к годам войны, аресту за коллаборационизм (позднее все обвинения были сняты), проблемам в семейной жизни, творческим разногласиям, изнурительным психологическим проблемам… Эта книга сделана как стандартный альбом про приключения Тинтина – размер, оформление обложки, даже рисунок форзаца. И если для одного события шестидесяти страниц вполне достаточно, то из целой жизни получается беглая нарезка, которая несколько сбивает с толку непосвященных.
Как читать

Сперва загляните в конец книги – там вы найдёте приложение с описанием главных действующих лиц в жизни Эрже. Это избавит вас от ощущения путаницы при прочтении, если вы не были знакомы с биографией комиксиста.

Чистая линия

Книга нарисована в стиле «чистой линии», первооткрывателем которой был сам Эрже. Об этом написано в первом абзаце его биографии на Википедии, — как и о том, что его художественные идеи повлияли на развитие стиля «поп-арт».
Эрже так же повлиял на моё творчество, как и Уолт Дисней. Для меня Эрже больше чем автор комиксов».
Энди Уорхол
Давайте разберёмся, что же это за техника. Говоря простым языком, «чистая линия» — это рисунок, в котором до раскрашивания все линии были нарисованы чернилами одной толщины. Каждый элемент представляет собой ячейку, которая заливается цветом и которую от других ячеек отделяет только контур. Отказ от теней, которые отбрасывают персонажи, любых лишних деталей, динамики изображения необходим для того, чтобы читатель мог в полной мере насладиться происходящим.

Однако сам Эрже говорил, что «чистая линия» — это техника не только рисунка, но и написания сценария: способ сделать сложную историю понятной для детей. Эрже не придумал эту технику сам, частично идея была взята из работ пионеров комикса, например, Винзора Маккея и связана с ограничениями методов печати детских журналов в то время.
Рисуй как Эрже

1. Используй для контура черные линии постоянной толщины, одинаковые для всех элементов рисунка.

2. Цветная заливка должна быть сплошной, без каких-либо эффектов, полутонов и штриховки.

3. Никаких теней у персонажей – людей и животных. А вот если транспорт, то можно.

4. Декор должен быть реалистичным.

5. Придерживайся регулярности полос комикса — одинаковая структура страницы, деление её на кадры на протяжении всей работы.

6. Единство и непрерывность планов, рисунок должен подчиняться повествованию.

«Приключения Эрже, создателя Тинтина» — это небольшая по объёму книга, за которой стоит масштабная фигура. При прочтении вам будет казаться, что вы лишь слегка приоткрыли дверь и словно пытаетесь разглядеть то, что происходит в комнате, через маленькую щёлочку. Это прекрасная дань уважения великому человеку и интересный пересказ главных событий его жизни, первая ступенька в исследовании его творчества.