Культурь!

«Слушатели видят в наших текстах больше, чем мы хотели сказать»: интервью с группой «Обстоятельства»

С момента появления онлайн-журнала «Культурь!» мы делились с читателями разными аспектами городской культурной жизни. Наши авторы писали про театры, галереи и выставки, про сериалы и книги, но есть тема, без которой этот пазл был бы неполный — музыка. 

В преддверии новогодних праздников мы подготовили для вас интервью с представителями альтернативной музыкальной сцены — группой «Обстоятельства».


«Обстоятельства — дуэт Кости Максимова и Лёни Оливанова, созданный в Чебоксарах. Это музыка романтики десятых, холодного шарма родного города и постоянной тревоги, в которой живёт сегодняшняя российская молодёжь». 


— На данный момент у вас вышло два полноформатных альбома. Связаны ли эти альбомы между собой (возможно лирическим героем, если он есть)? Альбом «Сопротивляйся» ассоциируется с юношеским максимализмом, с бунтом, а альбом «Утраты» уже ощущается как история вырастания, прощания с детством/юностью.

Костя: 
— Я помню, что всего за несколько месяцев до своего выхода альбом «Сопротивляйся» представлял из себя набор медленных и лиричных демок. На мой взгляд, его даже можно было назвать скучным, альбом не был связан одной идеей, однако незадолго до начала сведения появились такие песни как «Тактика атаки», «В моих глазах», «Наш пепел» — кажется, они и продиктовали нам эту идею бунта, вокруг которой мы построили итоговую запись. 

А вот альбом «Утраты» для меня — это история поиска. Мы оставляем нашего героя наедине с самим собой и наблюдаем за его трансформацией. Что с ним происходит? Тёплые воспоминания из далёкого прошлого сменяются лихорадочным бредом и навязчивыми мыслями. В это же время наш герой взрослеет и лицом к лицу сталкивается со всем несовершенством мира, который его окружает. И в этой новой реальности ему предстоит найти своё место.

— Как тема, настроение влияли на выбор стилистических музыкальных решений в новом альбоме, на выбор технических средств, приёмов? У звучания словно появилась новая пластика. 

Костя:
— Мы отошли от прежнего, живого звучания в сторону электронного. На новом альбоме множество аналоговых синтов, семплированных ударных. Мы много экспериментировали со звуком, переплетая самые разные стили и техники. «Карусель» , «Женщина плачет», «Бесы» — на мой взгляд, в этих песнях мы смогли найти своё новое звучание, создав что-то по-настоящему уникальное.

— Как много материала не доходит до слушателя? Есть ли те вещи, о которых вы жалеете, что не опубликовали? И доберутся ли они когда-нибудь до слушателя, может быть, в третьем альбоме? 

Лёня:
— Много черновиков часто отходят на второй план, но имеют обыкновение возвращаться. Если песня полностью записана и готова к выпуску, то она вряд ли отправится в стол — таких единицы, и они надеются быть доработанными и выпущенными. В то же время не всегда хочется сваливать в альбомы те песни, которые недостаточно хороши и не дотянули до статуса сингла. 

— А как вообще сложились «Обстоятельства»? Это было мгновенное попадание, сразу – созвучие, или постепенная работа, узнавание и развитие?

Костя: 
— Мэтч был мгновенный, первые наши релизы, в целом, писались очень быстро и легко. В дальнейшем у каждого из нас появилась своя собственная идея развития, тут уже мы начали искать компромисс, перебирая то, что устраивает всех. 


— Вы начинали делать музыку для себя, или группа собралась изначально для того, чтобы завоёвывать музыкальные платформы и концертные залы?

Лёня: 
— Целеполагания как такового не было. И в то же время не могу отделить одно от другого. Второе, очевидно, вытекает из первого – сначала ты помещаешь своё видение на музыкальный холст, а потом ищешь отклик в реальности.

— У вас очень многогранная аудитория, на концерте нет чувства, что вы, например, «группа для девочек», к вам приходят очень разные люди по возрасту, полу, субкультурам. Это был ваш сознательный выбор: не рассчитывать на определённую целевую аудиторию, или так сложились обстоятельства? 

Лёня: 
— Скорее второе. Не представляется возможным писать музыку для определённого пола, возраста и т. д. — тогда придётся прибегать к шаблонам и постоянно ограничивать свои решения мыслями о том, как это будет воспринято.

В момент сдачи альбома часто появляется ощущение: а не слишком ли разноплановое звучание мы получаем? Друзья отвечают, что нет, всё звучит выдержанно и цельно, но ощущение, что мы сделали солянку, никуда не девается. Точного ответа нет — наверное, поэтому и получается так всеохватно.


— Есть мнение, что у каждого уважающего себя музыканта должен быть определённый ритуал перед выходом на сцену: кто-то молится, кто-то ест особенное блюдо, например. Есть ли у вас такой, или вы прагматики от мира музыки?

Костя:
— У нас не такой большой опыт в концертах, поэтому определенного ритуала ещё нет. 

— На музыкальной карте России есть несколько знаковых городов (Екатеринбург, Уфа, Новосибирск), как вы думаете, когда в этом пантеоне окажутся Чебоксары?

Лёня: 
— У Чебоксар есть все шансы оказаться там, но пока только благодаря рэп-исполнителям.

— Доводилось ли вам сталкиваться с расшифровками в стиле «что хотел сказать автор?» относительно ваших текстов, и как вы к этому относитесь? Возможно, у вас есть творческий манифест, или наоборот, вы, как Густав Климт, всё, что желаете выразить делаете через свои песни?

Костя:
— Я не видел подобные статьи касательно наших текстов, хотя было бы интересно почитать! В каждом тексте наших песен есть некая идея. Где-то она лежит на поверхности, где-то едва уловима под слоем метафор. Я не сторонник писать тексты просто «по рифме», всегда жду появления этого «ядра смысла», вокруг которого можно будет написать историю. Порой наши слушатели видят в наших текстах больше, чем мы хотели сказать — это всегда интересно.

— Раз речь зашла про тексты, можете ли назвать книги, которые бы вошли в read-листы к вашим альбомам? Что подойдёт, на ваш взгляд, для чтения под «Утраты» и «Сопротивляйся»?
 
Костя: 
—  Я могу перечислить несколько книг которые на меня повлияли. Какие-то из них стали почвой для наших песен, какие-то просто запали в душу. 

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Прекрасные и проклятые»
  • Достоевский Ф.М «Бесы», «Идиот»
  • Эрих Фромм «Иметь или быть»
  • Уильям Сомерсет Моэм «Бремя страстей человеческих»
  • Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

22 декабря в пространстве «Профсоюз» в Москве группа «Обстоятельства» проводит старый год. Обещают ядерную программу, только самое лучшее со всех релизов. Ограниченное количество билетов по ссылке.
Люди