Мысль, запечатленная в кадре, или что такое видеоарт


21 октября в центре современного искусства Винзавод открывается X Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом». Тема этого года — «Возможность цвета». Если вы никогда не слышали о видеоарте, сейчас самое время это исправить. Почему? Потому что вы наверняка найдете в нем что-то свое: мало какой другой жанр может похвастаться таким разнообразием тем.Мы поговорили с бессменным куратором и директором фестиваля «Сейчас&Потом» Мариной Фоменко. Марина сама художник видеоарта и лучше других знает, как и зачем создается видеоарт, чем отличается художник от режиссера и как создать шедевр, не выходя из комнаты.
Марина, сейчас вы художник и куратор, но окончили-то Московский технический университет связи и информатики. А кто вы по первому образованию? Помогло ли оно вам в дальнейшей работе?
По первому образованию я инженер-экономист, но кандидатскую диссертацию писала после окончания специального факультета МФТИ. Она была посвящена математическому моделированию. Мне кажется, занятия программированием и математическим моделированием мне помогли в работе, потому что видеохудожники много имеют дело с техникой и программами, такими как Adobe Premiere, Final Cut, After Effects, DaVinci Resolve.
Ваш путь художника сразу начался с видеоарта? Почему вы остановились на этом жанре?
Я начала как и все с живописи, занималась в студии. Все делала как положено: были и карандаш, и бюсты, только в более сокращенном варианте, занималась масляной живописью. А потом как-то случайно неслучайно попала в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства. И там начала делать инсталляции и сразу почему-то занялась видео. Просто без каких-то объяснимых причин.
Какие темы вы исследуете в своем творчестве?
Мне очень близка тема экологии. Я её изучаю не столько в видео, сколько в инсталляциях. У меня было несколько крупных работ из мусора — они были показаны в Мексике, Китае и в России. В одной из них «White Enough» я делала объекты из морского мусора, которые отправлялись туда, откуда они пришли: в воду. У меня также была инсталляция из электронного мусора. На видео я снимала очистку древнего пруда лотосов XII века в Японии, который находится в старинном саду камней Киото. Этот 900-летний ритуал — пример поддержания экологического баланса и сохранения исторических памятников.

Еще я всегда ношу с собой маленькую камеру и иногда просто снимаю то, что привлекает мое внимание, пока происходящее для меня открыто. А потом пытаюсь найти внутренний музыкальный ритм в происходящем и подбираю к нему музыкальное произведение. Так делается продолжающийся цикл «Modus Operandi», куда входят самые разные работы, снятые в разных городах. И еще меня интересует тема памяти.
Расскажите о том, как создается видеоарт. Чем художник отличается от оператора или монтажера?
Видеоарт создается по-разному. Просто надо считать, что видеохудожник — это художник, который в качестве инструмента использует видеокамеру, а не кисть или карандаш. Но все зависит от художника. Иногда произведения видеоарта бывают похожи на ожившие картины. Они очень медленные, статичные, но в то же время там существует внутренняя жизнь.
Бывают произведения, которые идут от скульптуры. Видеоарт часто соприкасается с экспериментальным кино. Границы между ними проницаемы, и только сам автор может сказать: вот это видеоарт и место ему — в музее. Часто в произведениях видеоарта нет строгого нарратива как у фильмов. Художник может визуализировать свой замысел, не оформляя ее нарративом. Очень часто видеохудожники делают почти все сами. Камеры сейчас доступны, они есть в каждом телефоне, снимать можно всем. Художники и снимают, и монтируют, и звук подбирают. Но не всегда. Есть художники, которые работают с командой, но для командной работы чаще всего нужен бюджет.
Почему видеоарт — это полноценный вид искусства? Есть ли противники у этой идеи?
Он существует больше 50 лет и за это время завоевал себе место среди других видов искусства. Время идет, и у художников появляются новые инструменты. Появился фотоаппарат — появились фотографы. Появилась видеокамера — было бы странно для художника не попробовать сделать что-то с ее помощью. Потом появится еще-то — и породит новые формы. Противники видеоарта не то чтобы есть, просто всегда будут люди, которые что-то принимают, а что-то нет.
В какой-то момент видеоарт даже относился к контркультуре. Художники и сейчас пытаются «встряхнуть» зрителя?
Это зависит от художника. Кто-то конечно пытается. Чтобы художник да не провоцировал? Такого быть не может. Кому-нибудь обязательно захочется встряхнуть зрителей, и особенно это относится к перфомансам, в нашем случае, к их видеодокументации. Но есть и художники, которые совсем и не пытаются никого встряхнуть. Это выбор художника.
Как начинался фестиваль «Сейчас&Потом»?
В какой-то степени он начался со школы «Свободные мастерские», которую я незадолго до этого закончила. В это время я начала принимать участие со своими видеоработами в фестивалях видеоарта, и со временем стала представлять, как организуется фестиваль. И однажды, готовясь к выставке «Мастерская 11», я подумала: а не попробовать ли мне объявить open call и сделать в рамках музейной выставки маленький фестиваль. И мне дали добро. Это было в 2011 году. Я немало удивилась, когда в ответ
на open call мне пришло 150 заявок не только из России, а из 18 стран. Тогда еще диски присылали, я все за ними на почту бегала. И прислали хорошие работы! В общем, получилось. На следующий год я решила повторить опыт. Первый фестиваль назывался «Сейчас&Потом», и я не стала менять название. Так и пошло. Каждый год мы принимаем около тысячи заявок. А в этом году поменьше; мне кажется, это из-за пандемии. Казалось бы, много времени у людей, сидят дома, но чувствуется общая апатия. Кстати, мы получили достаточно много работ, которые были сделаны во время пандемии, они будут показаны отдельным сборником: мы покажем, чем занимались художники в это время.
Тема этого года — цвет. Почему?
Цвет — это тема, близкая любому художнику. Почти всегда художники с цветом. Мы каждый год объявляем новую тему, а с цветом никогда не было, поэтому почему нет? Нас интересовал цвет как часть мировоззрения художника, как метафора окружающего нас мира.
Что увидят зрители фестиваля в этом году?
Это настоящий срез видеоарта из разных стран за последние три года, потому что мы принимаем только новые работы. Все они очень разные, и именно этим фестиваль и интересен. Мы покажем 48 работ, из них 28 — в конкурсной программе. Ее будет оценивать международное жюри. Основная программа — выставка видеоарта, включающая в себя всех участников фестиваля, пройдет в Цехе Красного на Винзаводе. Там будет 14 проекций, на которых будут показаны тематические сборники в среднем по 30 минут каждый.

Что ждет зрителей? У нас всегда есть работы, связанные с памятью. Художник из США Тихиро Ито прислал нам последнее интервью легендарного видеохудожника и режиссера Йонаса Мекаса, который недавно ушел из жизни. Художник зафиксировал свою беседу с ним. Такая вот память о человеке. Есть работы с очень личными воспоминаниями о близких людях, где художники пытаются запечатлеть то, что им осталось на память, близко подпуская нас к самому сокровенному. Это, например, работы Смрити Мехра, Сандры Пулидо, Софии Слоним.

Есть и работы, объединенные вектором грядущего. Это сборник «Парадоксальные цвета будущего». Художница из Германии Инлинь Чжоу на основе 3D-графики смоделировала утопию, где люди общаются с помощью эсперанто и строят вавилонскую башню.
Есть еще и язык будущего, созданный бразильским художником Андре Перимом в работе «Инфотоксикация». Видео американского художника Джона Санборна «Мимолетные мысли о будущем» создает возможную картину будущего, состоящего состоящую из мелких фрагментов и рутин.

Есть блок работ о природе, он так и будет называться «Синее и зеленое. Цвета природы». Художник из Японии Хироя Сакурай делает очень красивые подводные съемки рисовых полей в работе «Поток Х». Художницы из Финляндии Ева Гурзна и Катаржина Мирон посвятили работу «Издалека» тем, кто живет рядом с нами, животным и птицам. В этих работах, кстати, нет нарратива.

Еще есть тема, связанная с изоляцией. Это то, что художники делали на карантине. Находясь в изоляции, художник может снимать себя, снимать то, что у него находится в его доме и что, что он видит за окном. Еще можно брать ролики из интернета и делать из них свои фильмы. Все эти стратегии использовали художники. Так, российские художницы Анастасия Денисова и Мария Алина на основе общедоступных роликов из Интернета изучали психологию восприятия пандемии. А Евгений Березин в преддверии эпидемии упаковал себя самого и все вокруг себя.
По каким критериям вы отбираете участников для открытого конкурса?
Работа должна ясно выражать мысль художника, отражать его позицию или намерение, проявить «почерк» автора. Также она должна быть по-своему оригинальна, интересна и связана с темой.
Вы представляете программу фестиваля в разных городах и странах. Зрители везде реагируют по-разному?
Когда мы показываем программы в городах, удаленных от крупных культурных центров, то часто для зрителей видеоарт — это открытие нового в искусстве, которое открытые для восприятия нового люди принимают. В других странах видеоарт уже давно интегрирован в общую ткань искусства. Все давно привыкли к видеоарту, и он не воспринимается как альтернативное направление.
Изменилось ли что-то в сфере видеоарта в связи с событиями этого года?
В этом году многие фестивали проходят онлайн, и художники соглашаются в них участвовать. С одной стороны, если ты показываешь свою работу в сети, ее могут увидеть очень много людей. Но есть и обратная сторона медали, связанная с авторскими правами, поэтому в обычных условиях далеко не каждый художник согласится выложить свою работу в Интернет.
Медиаискусство, многоканальная видеоинсталляция, перфоманс. Как вообще зрителю разобраться во всем этом?
Пусть приходит на выставку. Там будет 48 видеоработ из 23 стран, собранных в тематические сборники. Мне кажется, что любой человек найдет для себя что-то интересное, ведь работы очень разные: есть медитативные, есть концептуальные, есть работы, созданные на основе старых фильмов, есть жизнерадостные, грустные или просто красивые. Просто надо прийти, и взгляд на чем-нибудь остановится, и вы незаметно для себя втянетесь в этот мир видеоарта.
Вы уже 10 лет занимаетесь фестивалем в качестве директора и куратора. Что вдохновляет так долго заниматься этим проектом?
Мне очень интересно находить новых художников. Да и не то чтобы я их находила, они сами появляются, присылают свои работы. За это время я познакомилась с большим количеством художников и кураторов, и мы активно сотрудничаем с ними и вне фестиваля. «Сейчас&Потом» показывает свои программы и выставки в разных городах и странах, и мы,в свою очередь, показываем программы наших партнеров.
Как вы думаете, какое будущее у медиаискусства в целом и видеоарта в частности?
Видеоарт и медиаарт свое место в истории искусств уже заняли. Есть уже свои признанные классики. Конечно, это направление будет развиваться дальше. Художники, взявшись за камеру, уже от нее не откажутся.
Анна Ибрагимова
Специалист библиотеки №85