Ася Красовская
«Искусство быть вместе» — это про равные возможности»
как Выкса стала одним из лидеров инклюзивных выставок
Нижегородская область, город Выкса. Ещё недавно о нем вы могли услышать лишь в контексте разговоров о металлургическом производстве. Теперь его знают и как место, где уже 10 лет проходит самый большой фестиваль городской культуры «Арт-Овраг», который изменил жизнь целого города. Сегодня брандмауэры домов здесь – полотна для знаменитых стрит-арт художников, на пруду катает пассажиров огромная красная «Летающая прищепка», в парке можно встретить единорога, а цеха завода украшают яркие настенные росписи, одна из которых площадью 10 800 квадратных метров является самой большой в Европе. Выкса открыта всему новому и этой осенью принимает у себя инклюзивный выставочный проект «Искусство быть».

«Искусство быть» – совместный проект Государственного центра современного искусства и благотворительного фонда помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим». Первая выставка проекта состоялась в 2019 году в Москве на площадке ГЦСИ. В этом году проект вышел за пределы столицы и помимо Москвы пройдет еще в двух городах: Выксе и Краснодаре.

15 сентября в Музее Выксунского металлургического завода откроется экспозиция проекта, объединённого общей темой: «Искусство быть вместе». Мы поговорили с директором музея Андреем Цыпляевым об инклюзивных выставках, современном искусстве и том, как оно меняет мир и нас самих.
— Расскажите про музей. Когда он открылся и где находится?

— Наш музей открылся в 1958 году как музей боевой и революционной славы, как это обычно бывает в маленьких провинциальных городах. Расположен он в исторической части Выксы, в особняке 18 века. Но в отличии от многих усадеб того периода наша находится в отличном состоянии. Восемь лет здесь шла масштабная реставрация под строгим контролем государства. В результате получился современный музей, оснащенный передовым интерактивным и мультимедийным оборудованием. Всего на трех этажах усадьбы разместилось 30 экспозиций. И я могу с гордостью заметить, что у нас, например, есть премия Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры России, которую нам вручили в 2015 году. И это не единственная награда.

В основном в наших музейных залах представлена классическая экспозиция. Но благодаря фестивалю «Арт-овраг», который проводит Объединенная металлургическая компания и Благотворительный Фонд «ОМК-участие», мы начали принимать современное искусство и уже сформировали свою коллекцию, которая ежегодно пополняется.
— А как началась работа с фондом «Гольфстрим» и проектом «Искусство быть»? И как часто у вас проходят инклюзивные выставки?

— Поступило предложение опять же от «ОМК-Участие», на которое мы живо откликнулись, потому что любое новое дело, связанное с инклюзией, мы приветствуем. Ведь для нас это не первый опыт.

Однажды, будучи на фестивале «Интермузей», я подглядел одну идею из мадридского музея Прадо. После этого, действуя абсолютно по наитию, мы запустили небольшой инклюзивный проект «Прикоснись к истории»: во время экскурсии можно было брать в руки некоторые экспонаты, например, кусочки домашней утвари, которым было несколько тысяч лет.

В 2018 году уже с помощью фонда «ОМК-Участие» и при поддержке Фонда президентских грантов мы запустили проект, который получил название «Выкса. Доступ есть». Тогда мы впервые окунулись в существующую в России проблему отсутствия инклюзии. И сегодня наш музей находится в первых рядах по работе в этой области. Мы создали условия, которые позволили адаптировать культурные события и пространства Выксы для всех посетителей. Разработали 25 экскурсий для людей с различными формами инвалидности, создали тактильные модели экспонатов и тифлокомментарии к ним для незрячих гостей, специальные визуальные материалы для людей с особенностями интеллектуального развития. Также в распоряжении наших гостей есть видеогиды на русском жестовом языке для глухих и слабослышащих посетителей и оборудование для инвалидных колясок, которое позволяет свободнее передвигаться, например, во время экскурсий по городу. Всего таких «инструментов доступности» у нас более 70.
— Проводилась ли у вас дополнительная подготовка сотрудников для работы в инклюзивном пространстве и взаимодействия с посетителями, имеющими различные потребности?

— Конечно, проводилась! Наши сотрудники проходили обучение инклюзивной работе в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Понимаете, существуют разные виды инвалидности. Есть незрячие и глухие люди, есть люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на колясках, есть люди с ментальными нарушениями. Для нас было очень важно научиться работать с каждой из таких групп. И наши специалисты тоже разбились на свои группы, для того чтобы наработать наибольший объём знаний, не распыляться по различным направлениям, а именно взять одно своё и по нему работать и совершенствоваться.

Это было очень важно, потому что в рамках нашего проекта «Выкса. Доступ есть» возможен даже промышленный туризм. Экскурсанты приходят на действующие металлургические производства. И вот представьте: люди укрощают огонь, металл льётся как вода, жар… и вот в эти места мы водим посетителей с инвалидностью, даже тех, кто передвигается на колясках. Сначала думали – ну что может, например, незрячий человек получить на производстве? А оказалось, огромное количество впечатлений набирается! Мы маленькими шажками идём вперёд, но уже можем водить людей на работающий завод. Раньше об этом даже подумать не могли.
— Работы каких художников будут представлены в рамках проекта «Искусство быть» и как проходил выбор конкурсантов?

— Было подано большое количество заявок, если мне память не изменяет — около 70. Вы знаете, работы совершенно разные, уникальные и интересные. Я был одним из членов жюри, занимался отбором этих работ для выставки, которая пройдёт не только в Выксе, но и в Краснодаре и Москве.

Очень важно, чтобы экспозиция каким-то образом пересекалась с нашим городом. Мы понимаем, что это не просто Выкса в фотографиях, какие-то объекты городские. В своих работах финалисты обращаются к нашим местным особенностям, нашим людям, нашему сообществу. И самое главное, что эти работы носят инклюзивный характер: пусть по крупицам, но это реабилитация тех людей с инвалидностью, которые посетят выставку.

Что касается конкурсантов... Несмотря на то, что про Выксу привыкли думать как про город металлургов, это и город с благодарными людьми, благодарными слушателями и зрителями. Например, Владимир Селезнёв, финалист этого проекта, уже выставлялся у нас в рамках международного фестиваля «Арт-овраг». И как только он узнал о новом конкурсе, сразу же подал свою заявку, потому что ему было интересно ещё раз поучаствовать, ещё раз получить опыт общения с выксунцами. Мы, конечно, с удовольствием примем его на нашей площадке.

Среди конкурсантов есть очень молодой участник – ему всего 14 лет. Вот современное искусство – кто понимает его, кто нет. И, наверное, 14-летний паренёк может объяснить своим сверстникам, что он хотел передать. Это не будет нотацией для молодёжи, ведь это говорит не какой-то умудрённый сединами художник. А очень молодой человек, который рассказывает своему сверстнику, что такое современное искусство.
прим.редакции:
Маркус Мартинович, российско-немецкий художник с аутизмом, работы которого выставлялись и в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, и в «Gazelli Art House» в Лондоне
— Тема выставки – «Искусство быть вместе». Какой смысл вкладывается в это название?

— Что такое инклюзия? Изначально ступив на эту тропу, мы думали, что инклюзия — это работа с людьми с инвалидностью. На самом деле нет. «Искусство быть вместе» — это про равные возможности, это про людей с инвалидностью и без, которые делают одно и то же дело на равных правах. Всё это носит реабилитирующий характер не только для человека с инвалидностью, это ещё, как ни странно, точно так же работает и для людей без инвалидности. Мы учимся общаться друг с другом, быть единым целым.
— Существует мнение, что современное искусство — это что-то непонятное, далёкое от простых человеческих проблем и забот. Может ли оно стать проводником между человеком и современным миром?

— Безусловно, необходимо учиться и учить. Мы, как работники музея, в котором в основном представлено классическое искусство, тоже делали первые шаги и у нас тоже вначале были вытянутые лица «Как это? Мы здесь, в историческом здании 18 века, разместим современное искусство?».

В этой связи мне всегда вспоминается такая история: Рафаэль не дописал свои фрески в соборе святого Петра, и доделать работу пригласили Эль Греко. А он сказал – сбейте мне всё это, и я создам вам шедевр. Слава богу, хватило ума дать Эль Греко другое место, и он не тронул Рафаэля. И Эль Греко, и Рафаэль — они разные, но это великие художники. И что касается нужности или ненужности современного искусства – всё было раньше современным искусством. Нужно учить и учиться. Главное: было бы желание, и были бы учителя. И такие выставки помогают посмотреть на искусство с другой стороны.

Наш музей хотя и находится в здании 18 века, но по своей наполняемости оборудованием является современным. На выставках мы используем технологии, которые могут дополнить рассказ экскурсовода или даже заменить.
— Насколько значима эта выставка для Выксы?

— Эта выставка – наш шаг к тому, чтобы сделать искусство ближе к людям. Например, когда мы только начинали проводить фестиваль современного искусства «Арт-овраг» — это было в 2011 году, — местные жители немало удивились. Почему это, почему не что-то более традиционное и привычное всем? А сейчас нам удалось переломить такое отношение. Естественно, мы не ломали ничего буквально и грубо, через колено. Нет, мы тоже учились вместе со всеми и учимся до сих пор, постепенно вовлекаем их в творческий процесс. Практически все работы создавались не просто на глазах, а при прямом участии выксунцев. И сейчас большинство жителей с уважением и пониманием относятся к тому, что можно увидеть произведения современного искусства не только в музее. Благодаря «Арт-оврагу» у нас десятки арт-объектов по всему городу.

Во многом благодаря фестивалю к нам начали приезжать туристы – и не только из городов, которые находятся рядом с нами – Владимира и Рязани, — но и из Москвы и Санкт-Петербурга.

Недавно в городе произошла такая история: настенная роспись известного уличного художника, «русского Бэнкси» Паши 183 «Сказка о потерянном времени» попала под ремонтные работы – утепление фасада здания. И вы бы видели реакцию в социальных сетях! Кто-то говорил, что дом нуждается в утеплении и что искусство не греет, но большинство наоборот высказались, что это то, благодаря чему во многом стал известен город. В итоге именно жители вышли с инициативой воссоздать мурал. Работу выполнил выксунский уличный художник, с организационными вопросами помогли местные предприниматели. Вот так трансформировалось отношение к современному искусству – от возможного неприятия до того, что люди научились принимать современное искусство и относиться к нему уже как неотъемлемой части нашего города.
Ася Красовская
Специалист библиотеки №80