Топ-5 русских сериалов прямо сейчас
Мир изменился, и мы сейчас не про коронавирус. В новой реальности российские сериалы – это не только то, что смотрят наши родители по федеральным каналам. Их больше не стыдно обсуждать с друзьями, они появляются на иностранных стриминговых сервисах, а Стивен Кинг пишет о них в своем твиттере (и как он всё успевает). Представляем вашему вниманию топ-5 сериалов последних лет, которые привлекли внимание не только общественности, но и нашей редакции.
Сериал об особенностях внутреннего туризма в посткоронавирусную эпоху: пятеро молодых и незнакомых друг с другом людей — каждый со своими проблемами и мотивациями — отправляются в путешествие к чудотворному монастырю.

Про приключения городских жителей в деревне смотреть всегда интересно – какими бы ни были главные герои, их образы довольно легко можно примерить на себя и на своих знакомых. Одни почти сразу включают Беара Гриллса, имея за плечами 100 часов просмотра канала «Discovery» и лето у бабушки на даче, автоматически приравнивающееся к бойскаутскому лагерю. Другие впадают в ступор от простой просьбы принести воды из колодца и способны только жаловаться на отсутствие связи.

Но в приключения героев сериала практически сразу вплетаются инфернальные нотки – русская хтонь. Сюжет держит крепко, так что даже странные диалоги, отчаянное желание вроде бы адекватных людей не вести себя адекватно и внезапные клиповые вставки с какими-то людьми в сектантских одеждах, кувыркающихся по лесу, не отталкивают. Вопросы в сериале цепляются один за одним, тебе любопытно и сам не замечаешь, как затягивает в «Топи».
Интересный факт: в главных мужских ролях Иван Янковский — внук Олега Янковского и Тихон Жизневский, сыгравший Майора Грома в первом российском фильме по комиксам.
Угадайте сериал по описанию: загадочный и неординарный детектив работает в одиночку и использует во время расследования неординарные методы и помощник, с ворохом своих проблем, которого работа с «учителем» заставляет и самого задуматься — как можно так тонко чувствовать преступников и самому не быть одним из них. Да, вы правильно подумали это… «Метод». Вы же так и подумали?
Метод — 8 баллов на «Кинопоиске», множество положительных отзывов критиков B зрителей, один из первых сериалов, проданный на Netflix. Его первый сезон вышел в далеком 2015 году — так как же он попал в нашу подборку? Дело в том, что продолжение было выпущено только спустя пять лет (даже Шерлока фанатам не приходилось ждать так долго). Но обо всём по порядку.

Одна серия — одно дело. По словам продюсера Александра Цекало, сценарист Дмитрий Иванов использовал реальные дела и общался с психотерапевтом, работавшим с Чикатило. Говорят, что прочитав сценарий, Быков предложил нарядить героя Хабенского в «тёртый» костюм и поселить в бибиревской двушке. Но этого ему не дали.

«Установка была очень простая: мы снимаем эффектное кино про эффектных людей в эффектных ситуациях. То есть кино яркое, постановочное, которое к реальности имеет такое же отношение, как комиксы. — говорит Быков. — А. Е. сказал мне: никаких двушек в Бибиреве. Я ответил: если это комикс, давайте будет синий Мерседес, борода, плащ Коломбо и винтажная кепка. Пусть Меглин, в конце концов, живет на мукомольном заводе. Это что-то вроде замка, стоящего посреди города. Так мы нашли художественное решение. Я для себя называю этот стиль в русском исполнении „страшная сказка"».

Совет к просмотру: если соберетесь смотреть — смело можете ограничиться первым сезоном. То ли на качество картины так повлияла смена режиссера и продюсера (а может и смена причёски главной героини), но с выходом второго сезона на него оказалось сложно найти хоть один положительный отзыв.
Основано на реальных событиях. В восьми сериях нам рассказывают о гибели группы Дятлова во время лыжного похода по Северному Уралу зимой 1959 года. Сериал контрастный в буквальном смысле слова. Четные черно-белые серии сняты в стилистике доброго советского кино о веселых походниках, студентах, живущих в эпоху хрущевской оттепели — сильные, смелые, в глазах и мечтах вся жизнь впереди, но зритель знает — всего несколько дней. Участники группы Дятлова готовятся к походу и хотят посвятить его 21-у съезду КПСС. Цветные нечетные серии — это расследование причин гибели группы детективом-кэгэбэшником, снятое в атмосфере нуарного детектива в условиях уральских морозов.

История, легшая в основу сериала, — гибель тургруппы Дятлова при загадочных обстоятельствах — за полвека породила огромное количество версий случившегося, книг(включая сочинение Бориса Акунина), несколько фильмов (хотя и весьма посредственных), передач Андрея Малахова и расследований блогеров. Случилось все вроде бы и давно — больше полувека назад, но ведь еще живы родственники погибших, которые все еще пытаются узнать, что же случилось на самом деле.
Лучший сериал прошлого лета, который особенно приятно смотреть зимой. Солнечный тёплый юг России, маленький городок, засыпающий от жары и от пресловутого «нечем заняться». Родина режиссера Эдуарда Оганесяна, где никто никогда еще не снимал.

Сериал, как тот грузовик из первой сцены, сносит нас сначала красотой картинки — красотой полей подсолнечника, озерной гладью и бликами заходящего солнца, клубами пыли из-под машин, неоновой вывески придорожного кафе, позвякивающими на ветру шторками из бус. А потом добивает дерзким, взбалмошным и самобытным сюжетом: жизнь трех подруг, зарабатывающих секс-услугами, меняется с возвращением бывшей «коллеги» (Ирины Горбачевой), у которой, кроме красного «мини-купера», сына-подростка и боевого характера, есть еще и план, как в своем родном городке можно открыть модный фитнес-клуб. Почему все-таки эта история именно про проституток? Режиссеру хотелось показать путь, которые герои проходят не от какой-то конкретной точки, а с абсолютного нуля и, несмотря на все препятствия, добиваются своего права называться человеком.

Сериал получился очень «своим» — многие узнали в жизни тихого южного города ту жизнь, от которой сбежали в города побольше, а в героинях — самих себя, нашедших силы на решительный шаг. Кроме того в роли полицейского здесь появляется Антон Лапенко — это ли не еще один повод к просмотру.
2020 год, самоизоляция — весь мир пересматривает фильм «Заражение» Стивена Содерберга, а потом открывает для себя сериал «Эпидемия», вышедший годом раньше и, быть может, так бы и оставшийся незамеченным. Сериал сначала показывают на ТВ-3, затем покупает Netflix и хвалит Стивен Кинг, отмечая, что в России много снега и все пьют водку.

Если вы вдруг каким-то чудом все пропустили, то вот вкратце сюжет: в Москве разгорается эпидемия смертельно опасного вируса, и главный герой вместе с бывшей и нынешней супругами, детьми, отцом и соседями по загородному дому отправляются в спасительное путешествие в Карелию, в которой им нужно найти охотничий домик его отца. На пути им мешают зараженные, военные, мародеры и собственная глупость.

Сама эпидемия получилась очень неубедительной — где врачи, где перчаточно-масочный режим, где удаленка, где QR-коды? Такое ощущение, словно всё случилось в какой-то параллельной вселенной, в которой из государственных служащих остались одни военные. Сами герои этой картины ведут себя настолько раздражающе и нелогично, что переживать за кого-то просто не получается — так что если вы на карантине не успели посмотреть этот сериал, то после снятия ограничений этого уже можно и не делать.
Ася Красовская
Специалист библиотеки №80