Экранизации книг Джона Р. Р. Толкина от Стэнли Кубрика до Питера Джексона
Мир Толкина поражает воображение и трогает сердца людей вот уже более 80 лет. Многие знакомы с ним благодаря сногсшибательным фильмам Питера Джексона, однако не все знают, какой путь прошла эта история до появления талантливой и каноничной экранизации.
Первая попытка (1957)
В 1957 году к Толкину пришел Форрест Акерман — большой фанат фэнтази — и представил проекта мультфильма, который должен был совмещать рисованную и кукольную анимацию с игровым кино. За основу взяли рисунки Артура Рэкхема, иллюстратора детских книг. Художественная идея Толкину понравилась, но сценарий Мортона Циммермана он раскритиковал в пух и прах: ошибки в именах героев, бессмысленные и бесполезные диалоги, магия и мистика на каждом шагу. Энтов просто удалили, орлы летали по всему Средиземью (появился даже орел с именем Радагаст), придумали какой-то непонятный «замок фей», двери в Роханской крепости сделали стеклянными («Мы что, в гостинице?» — кричал Толкин), у орков отрасли клюв и перья. Короче говоря, высокое фэнтези «вычистили» и оставили развлекательные и фантастические моменты без глубокого содержания. В глазах Толкина это была полная катастрофа.
Первый «Хоббит» (1966)
В 1964 году продюсер Уильям Снайдер купил права на экранизацию «Хоббита» и «Властелина Колец» и заказал полнометражный мультфильм Джину Дичу. Тот, увидев отличную возможность проявить себя, принялся за дело с энтузиазмом и придумал новаторскую художественную концепцию — соединение двухмерной анимации с 3D-фоном. Но перекладывал книгу на фильм очень вольно: ввел новые песни и персонажей, поменял имена героям. Например, он придумал некую принцессу, которая путешествует к горе вместе с гномами и Бильбо и в финале становится его женой. Бюджета на этот «шедевр» Снайдеру не хватило, поэтому Дичу вместе с чешским художником Адольфом Борном и композитором Вацлавом Лидлом за месяц пришлось впихивать все его идеи в двенадцать минут мультфильма. 30 июня 1966 года на Манхэттене состоялась премьера первого «Хоббита». После этого пленку потеряли и нашли только в 2011 году на складе компании Rembrandt Films. Теперь мультфильм можно посмотреть на YouTube.
«Хоббит» Рэнкина и Бэсса (1977)
Первую приличную экранизацию «Хоббита» — мультфильм Артура Рэнкина-младшего и Жюля Бэсса — свет увидел 27 ноября 1977 года на американском канале NBC. Создавали его пять лет, и стоил он пять миллионов долларов. Сценарист Ромео Мюллер проделал отличную работу: все максимально близко к оригиналу, за исключением некоторых не столь важных деталей. Рисовали мультфильм на студии Topcraft – той самой, которая позже уйдет в Ghibli к Хаяо Миядзаки. В частности, за анимацию отвечал Тору Хара, будущий продюсер «Навсикаи из долины Ветров», «Небесного замка Лапуты», «Тоторо», «Могилы светлячков» и «Ведьминой службы доставки».

«Хоббит» Рэнкина и Бэсса номинировали на «Хьюго», но он проиграл «Звёздным войнам». Только в 2002 году кинотрилогия Джексона все же отбила у фантастической эпопеи награду.
Фильм Бакши (1978)
Несмотря на это, команда Рэнкина и Бэсса не утратила энтузиазма и принялась за создание сиквела, но Ральф Бакши их опередил. В 1976 году Саул Заенц купил права на «Властелина Колец» и основал компанию «Tolkien Enterprises». Бакши задумывал три фильма — по числу книг. Но Заенц принял роковое для проекта решение – достаточно будет кинодилогии. И все пошло наперекосяк.

При создании фильма Бакши выбрал непростой метод ротоскопирования: он снимал актёров на чёрно-белую плёнку, раскрашивал их и совмещал с нарисованными хоббитами. Это оказалось не совсем удачным решением, так как два стиля не смогли дополнить друг друга, а, наоборот, подчеркнули огромную разницу между «живыми» рисованными персонажами и актерами, кажущимися нелепыми на их фоне. При этом пролог, в котором рассказывается история Колец, исполнен в технике театра теней, что выбивается из общего настроения фильма и задает ему неправильный тон.

Бакши измотал съемочную группу до изнеможения — пришлось за два года снимать две ленты, игровую и рисованную. С музыкой тоже случилась накладка. Вместо запланированных Led Zeppelin мы слышим банальные песенки Леонарда Розенмана. Прокатчик (United Artists) «добил» ситуацию: он убрал из названия слова «часть первая», и люди чувствовали себя обманутыми, что отразилось на сборах.

Столкнувшись с провалом, Заенц передумал насчет сиквела, что очень расстроило Бакши. Но все же этот фильм оказался очень важен для истории экранизаций: в Веллингтоне в кинотеатре «Old Plaza Cinema» его посмотрел семнадцатилетний Питер Джексон. После он сразу купил книгу, на обложке которой был кадр из фильма. «Хорошо, что Джексону удалось снять кино, которое стоит смотреть, — скажет Ральф Бакши четверть века спустя. — Мне вот не удалось».
«Возвращение короля» Рэнкина и Бэсса (1980)
В 1980 году Рэнкин и Бэсс с той же командой выпустили продолжение, которое не получил Бакши, — мультфильм «Возвращение короля». С одной стороны, он рассказывает о событиях третьего романа, логически продолжая фильм Бакши, но с другой, сохранена оригинальная анимация «Хоббита» 1977 года.

У зрителей после просмотров всех мультфильмов и фильмов неизбежно все путается в голове. По сути единой грамотной экранизации всей истории ни у кого не получилось, а новые безумцы, рискнувшие бы взяться за Толкина, не находились.
«Наш» хоббит (1984, 1991)
В 1984 году вышел советский телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы, туда и обратно» Владимира Латышева. Бильбо сыграл Михаил Данилов, Торина — Анатолий Равикович, Голлума — Игорь Дмитриев, Автора — Зиновий Гердт. История, хотя и пытается максимальное следовать тексту оригинала, весьма условна и единообразна. Тут нет троллей, эльфов, орков, назгулов, а герои из Шира сразу попадают в плен к гоблинам, и начинается страстная театральная вакханалия.

Второй российский проект 1991 года «Сокровища под горой» киностудии «Аргус» по «Хоббиту» от режиссера Романа Митрофанова казался многообещающим, но так и не был реализован. От мультфильма, соединяющего рисованную и кукольную анимацию, осталось шесть минут вступления.
«Хоббиты» (1993, Финляндия)
Девятисерийный финский сериал режиссера Тимо Торикка на фоне предыдущих картин можно назвать полным антиподом — сумрачный и угрюмый, почти черно-белый фильм. Торикка хотел охватить и «Хоббита», и «Властелин колец», но финансовое положение не позволяло развернуться во всю мощь. Нелепее всего вышла гибель Гэндальфа в Мории: Балрога не показывают вообще, и он с криком «Бегите!» просто ни с того ни с сего падает в огненную пропасть. Даже роли Голлума и Арагорна исполняет один и тот же актер — Кари Вяйнянен.
«Кольца всевластия» (1998, Россия-Украина)
К украинско-российскому телесериалу 1998 года «Кольца всевластия» от режиссёра Бориса Небиеридзе можно смело приписывать слова «по мотивам», как сейчас принято делать. От Толкина в нем мало что осталось. История о кольце и Средиземье превратилась в историю о злом царе Карбисе, который решил подчинить своей воле соседей. Гигантская паучиха Шелоб по его приказу выковывает из волшебного металла шесть колец. Хоббитами стали представители украинского народа — хлопец Орест и малолетний Василь.
Кинотрилогия «Властелин колец» и «Хоббит» Питера Джексона (2001–2003 и 2012–2014)
И вот после нескольких десятилетий слез и ошибок мы получаем фэнтезийный шедевр на все времена, заработавший в прокате около $3 млрд. и получивший одиннадцать премий «Оскар» (такое в истории мирового кинематографа было дважды – с фильмами «Бен-Гур» и «Титаник»).

Захватывающая история Толкина идеально соединилась с талантливой режиссурой Джексона — мастера пошутить, погрустить и подумать там, где надо, без излишнего пафоса и нарастающей драмы. Добавляем соответствующий ситуации саундтрек Говарда Шора, впечатляющие своими размерами экшн-сцены битв, правильные и нужные диалоги, раскрывающие историю и героев, отсутствие явных отступлений от текста Толкина – вот примерный рецепт успеха.
А еще будет?
Конечно, Джексона переиграть вряд ли возможно, но потенциал истории о Средиземье еще не исчерпан, так что ставить точку на этом явно не стоит.

Осенью 2017 года стриминговый сервис Amazon Prime купил права на сериал по мотивам «Властелина колец». Первый сезон станет приквелом «Хоббита» и «Властелина колец». События развернутся во Вторую эпоху, которая началась с изгнания Валаром первого Тёмного властелина Мелькора и заканчивается победой эльфов и людей над Сауроном, то есть за тысячи лет до «Хоббита» и трилогии. Это одно из самых интересных и наполненных событиями время, когда формировалось Средиземье, силы добра и зла постоянно боролись между собой, и казалось, что надежды на лучший конец нет.

Планируют снять как минимум 5 сезонов, каждый из которых будет состоять из 8−10 серий. Над сценарием сериала работают Патрик МакКей и Джон Пейн, а режиссером первых двух серий стал Хуан Антонио Байона («Голос монстра» и сиквел «Мира Юрского периода»). Съёмки сериала начались в феврале 2020 года, из-за карантина прервались, но работа возобновилась в конце июня. Дата выхода сериала пока неизвестна.
Ирина Морозова
Специалист библиотеки №91