Несмотря на это, команда Рэнкина и Бэсса не утратила энтузиазма и принялась за создание сиквела, но Ральф Бакши их опередил. В 1976 году Саул Заенц купил права на «Властелина Колец» и основал компанию «Tolkien Enterprises». Бакши задумывал три фильма — по числу книг. Но Заенц принял роковое для проекта решение – достаточно будет кинодилогии. И все пошло наперекосяк.
При создании фильма Бакши выбрал непростой метод ротоскопирования: он снимал актёров на чёрно-белую плёнку, раскрашивал их и совмещал с нарисованными хоббитами. Это оказалось не совсем удачным решением, так как два стиля не смогли дополнить друг друга, а, наоборот, подчеркнули огромную разницу между «живыми» рисованными персонажами и актерами, кажущимися нелепыми на их фоне. При этом пролог, в котором рассказывается история Колец, исполнен в технике театра теней, что выбивается из общего настроения фильма и задает ему неправильный тон.
Бакши измотал съемочную группу до изнеможения — пришлось за два года снимать две ленты, игровую и рисованную. С музыкой тоже случилась накладка. Вместо запланированных Led Zeppelin мы слышим банальные песенки Леонарда Розенмана. Прокатчик (United Artists) «добил» ситуацию: он убрал из названия слова «часть первая», и люди чувствовали себя обманутыми, что отразилось на сборах.
Столкнувшись с провалом, Заенц передумал насчет сиквела, что очень расстроило Бакши. Но все же этот фильм оказался очень важен для истории экранизаций: в Веллингтоне в кинотеатре «Old Plaza Cinema» его посмотрел семнадцатилетний Питер Джексон. После он сразу купил книгу, на обложке которой был кадр из фильма. «Хорошо, что Джексону удалось снять кино, которое стоит смотреть, — скажет Ральф Бакши четверть века спустя. — Мне вот не удалось».