АсЯ Красовская
Театр. Прямой Эфир
Кто в театре уже вышел в онлайн, и как у него это вышло?
Классический театр выходит в онлайн. Для того, чтобы не потерять своих зрителей, а возможно и заполучить новых, театры всего мира выкладывают редкие архивные записи, устраивают лекции, интервью и круглые столы о проблемах современного искусства. А режиссёры и артисты, отрезанные от живой публики, переосмысливают реальность, в которой оказались, и выпускают новые работы.
Театры эксперементируют
В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера Zoom-пьесы Дмитрия Данилова «Выбрать троих». История одной семьи в контексте доведённой до абсурда действительности. Здесь и размышления на тему человеческого поведения, и фантазии о нашем посткарантинном будущем, которое всех тревожит. Запись «конференции» доступна в социальных сетях. Осторожно! При просмотре может возникнуть желание проверить, не включены ли у вас камера и микрофон: https://fomenki.ru/performance/choice/
В «Гоголь-центре» прошла премьера созданного во время самоизоляции десктоп-спектакля «Феи» по мотивам одноимённого спектакля Давида Бобе и старой постановки «Седьмой студии». Здесь актёры не встречаются, пусть даже и посредством современных технологий, на одной площадке. Они отыгрывали свои монологи в одиночестве и отправляли режиссёру Илье Шагалову то, что посчитали нужным сами, а не то, что выбрали за них. Что осталось за кадром – загадка. В итоге получился очень необычный спектакль-рефлексия о себе и своём месте в мире.

Классические произведения начинают обрастать новыми смыслами в современных реалиях: Константин Богомолов, худрук Театра на Малой Бронной, собирается ставить «Месяц в деревне. Самоизоляция» по пьесе Тургенева. Премьера спектакля состоится, когда снимут все ограничения на проведения массовых мероприятий, а пока можно изучать канал театра на YouTube – там регулярно появляются новые лекции от театральных деятелей: https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%91%D1%80ON+AIR

Проходят в дистанционном режиме и целые фестивали – так, Чеховский театральный фестиваль в этом году прошёл онлайн. Эксклюзивные показы спектаклей, которые не найти в записи, встречи с артистами в домашней обстановке, флешмобы, интервью с режиссерами. Всё это сейчас доступно в медиатеке фестиваля: https://chekhovfest.ru/media/videos. В привычном формате фестиваль вернется на площадке в 2021 году.

Но театр – это игра не только актёров. Мы собираемся на спектакль, наряжаясь, в зависимости от ситуации, в вечерний наряд или в майку и джинсы, занимаем свои места и начинаем играть роль – молчаливого и внимательного свидетеля происходящего на сцене.

Новый вид театра – цифровой. За последние несколько месяцев он получил сильный импульс для своего развития. Это стало ответом на потребности «нового зрителя», прошедшего через коллективную прививку конференциями в Zoom (сколько раз нам встречались комментарии в сети «Раньше я боялся камеры, а теперь…»), который устал только наблюдать за всем миром из окна квартиры или на экране собственного смартфона и готов принять участие в действии.
Зрители не отстают
Мобильный художественный театр находится на пересечении пешеходных экскурсий и аудиоспектаклей. Когда с наступлением режима самоизоляции прогулки стали возможны только до ближайшего магазина, масштаб действия театра свернулся до размеров наших квартир. Сейчас в приложении доступно четыре спектакля: «Отравленный пояс» Конан Дойля с Павлом Деревянко, «Академия смеха» Коки Митани с Максимом Виторганом и «Елизавета БАМ» Хармса с Юлией Пересильд. С 12 мая на этой же площадке вышел ультракороткий спектакль «9 движений», который моментально включает ваше воображение и позволяет по-новому взглянуть на наши крепости самоизоляции, пусть даже их после генеральной уборки и не узнать. Есть возможность бесплатно послушать старые выпуски, прогуливаясь при этом тоже безопасно – по яндекс-картам. Ссылка для доступа: https://mobiletheater.io/

Спектакль «Алло». Представьте себе – вечер, вы одни в квартире, раздаётся телефонный звонок, завязывается необычный разговор. Но это не случайность, это – постановка! За 10 минут до назначенного времени вам присылают сценарий и вы, не репетируя, начинаете свой дуэт с незнакомцем. В каких-то местах можно читать с листа, в каких-то придётся импровизировать. Что хорошо, так это живое общение и отсутствие возможности заранее узнать сюжет. Ссылка для доступа: http://alloteatr.ru/
«I donʼt want to see this» - это спектакль, который проводится в Zoom (никуда без него в 2020). И вы непосредственный его участник: по сюжету вы соискатель на должность модератора социальной сети Facebook и вам решать, проходит пост или нет. Пометка 18+ тут не просто так – для участия в спектакле потребуются крепкие нервы. Ссылка для доступа: https://wowwowwow.ru/training/

С чего же будет начинаться театр в эпоху после… Возможно, с надписи на экране «организатор конференции просит вас включить камеру». Но цифровой театр – это всё тот же театр, изменилось только место действия. А в этом плане формы визуализации могут не ограничиваться одним лишь Zoom-ом. Вы же слышали, что недавно один российский вуз провёл онлайн-лекцию со своими студентами в игре Minecraft?
Ася Красовская
Специалист библиотеки №80