Ирина Морозова
Город как холст: искусство рисовать на стенах
Стрит-арт — новое, сложное и не слишком изученное направление в искусстве. Вокруг него не умолкают жаркие споры. Что такое стрит-арт? Почему никто не может спокойно пройти мимо рисунков на стенах домов? Почему молодежь так тянет «портить» облик города? Мы поговорили с лидером арт-группы «Явь» Анастасией Владычкиной и попытались разобраться, что к чему.
Расскажите о себе и своем творческом пути. Почему вы выбрали стрит-арт и как попали в арт-группу «Явь»?
«Явь» с самого начала была моим проектом: я придумала ее вместе с двумя знакомыми. Появилась она несколько лет назад и изначально вообще позиционировалась как молодежное движение. Понадобилось время, чтобы «Явь» стала арт-группой. Мой путь именно как художницы начался в «Яви», к стрит-арту мы пришли случайно и спонтанно. Просто в один прекрасный день решили не делать уличную акцию, а выразить свой посыл на стене в виде изображения.
Что представляет из себя арт-группа «Явь»? Есть ли у вас какая-то «программа»?
Арт-группа «Явь» — это высказывание. У этого слова масса значений и прочтений, не хочется загонять себя в какие-то рамки и заниматься его трактовкой. За все время существования «Яви» как арт-группы, в ее составе был лишь один человек с художественным образованием. Мы всему учимся в процессе. В основном работаем с темами, которые нас волнуют и задевают — это политика, юриспруденция, феминизм, естественные науки, космос. «Программы» у нас, конечно же, нет: есть общий вектор развития, схожее мировоззрение участников арт-группы. Например, с сексистами, милитаристами или плоскоземельцами нам не по пути.
Недавно Ваша группа сделала VR-проект стрит-арта. Расскажите, что это такое и какие технологии вы применяли. Как быть уличному искусству в эпоху цифровизации?
Проект VR стрит-арта «Генезис» — полноценные панорамы, которые можно увидеть в режиме просмотра гугл-карт. И это главное отличие VR от простых макетов.

Уличное искусство — это уличные художники, как им существовать в эпоху цифровизации решать только им самим. Это личный выбор, мы не считаем возможным указывать остальным стрит-артистам, что им делать, или давать какие-то советы.
Что такое для Вас в общем стрит-арт? Искусство, дилетантство или вандализм?
Для нас стрит-арт — это реальность, переработанная автором и выплеснутая в общественное пространство. Искусство ли это, дилетантство или вандализм — вопрос к искусствоведам. Но вообще стрит-арт подавляющей частью российского общества воспринимается очень хорошо уже довольно давно, есть множество опросов различных СМИ и институций, свидетельствующих об этом.

Вот с властями проблемы действительно есть, власть боится стрит-арта и не понимает его. Мне нравится приводить пример с татуировками: советское поколение все еще воспринимает их как тюремные наколки. Подобное отношение и к стрит-арту. Видимо, нужно дождаться прихода нового поколения в органы законодательной и судебной власти.
С чего человеку со стороны начать знакомство со стрит-артом, чтобы увидеть именно искусство, а не только надписи на стенах, которые постоянно закрашивают?
Начать знакомство со стрит-артом можно с Института исследования стрит-арта. У них в социальных сетях выложено много интересных статей, видео и подобного.
Почему это такое трудное и спорное направление в искусстве? Ведь исследователи до сих пор спорят о хронологии, жанров, терминологии.
У Марселя Дюшана есть хорошее высказывание на эту тему: «Полагаю, что художник не знает, что он делает. Я придаю большее значение зрителю: он творец искусства».
Стрит-арт возможен только на улице? Если стрит-арт переходит в музейные стены — это уже что-то другое? Стрит-арт — это всегда андеграунд?
Да, мое мнение и мнение арт-группы в целом: стрит-арт возможен только на улице, в музее могут присутствовать работы, сделанные стрит-артистами, но от этого они не становятся стрит-артом. Стрит-арт — это всегда андеграунд, как минимум потому что всегда сделан незаконно, без согласования с кем-либо и без стороннего финансирования.
Что такое жизнь уличного художника? Чем отличается от жизни художника в классическом понимании?
Для меня быть уличной художницей — это быть всегда готовой резко бросить все дела и пойти что-то рисовать на улице в любую погоду. Это смотреть на город и видеть полотна и подиумы для своих работ. У меня собрано огромное количество интересных стен и идей для них.
Если представлять художника как человека, который рисует кистями на холсте, то главное отличие в том, что многие свои работы я делаю на подъемниках, строительных лесах, лестницах, использую такие техники и материалы, которые «классический» художник не использует. И одним рисованием навыки не заканчиваются. Часто нужно что-то приклеить, просверлить, прибить, сделать 3D-модель, записать и смонтировать видео, положить плитку, работать с пенопластом, со смолой, программировать и многое другое. То есть для создания стрит-арта часто требуются различные навыки и умения, которые не нужны художнику в привычном понимании этого слова.

Уличные художники, конечно, могут зарабатывать. Если человек серьезно увлечен стрит-артом, то это не хобби, а постоянная тяжелая работа, за которую хорошо бы получать денежные средства. Если художник рисует что-то на заказ — это паблик-арт. Во многих странах уличные художники зарабатывают на паблик-арте хорошие деньги, в России все сложнее. Во-первых, у нас все еще бытует уже набившее оскомину мнение — «художник должен быть голодным». Во-вторых, в России крайне сложно согласовывать паблик-арт, и художники лишаются заказчиков, а, следовательно, и денежных средств. В итоге получается так, что все, кто может, уезжают из России, и осуждать их не за что. Жить стрит-артом параллельно работая в офисе, на мой взгляд не получится, рано или поздно, придется выбрать что-то одно.
Ирина Морозова
Библиотека №91