СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ — КОШМАР ИЛИ ШЕДЕВР?
СССР оставил после себя три больших архитектурных стиля: конструктивизм, сталинский ампир и советский модернизм, или совмод, к которому сейчас относятся довольно прохладно. Принято считать, что красота советской архитектуры закончилась на сталинских высотках, а с совмодом связано появление угрюмых хрущевок и невыразительных брежневок. Но это не так. Советский модернизм все же породил ряд удивительных зданий, которые точно заслуживают внимания.
Всё началось 7 декабря 1954 года с речи Никиты Хрущёва «О широком внедрении индустриальных методов, улучшении качества и снижении стоимости строительства», в которой он жестко раскритиковал насыщенную декором сталинскую архитектуру. Все постройки последних 20 лет теперь считались преступной растратой средств и неоправданными излишествами. Генсек провозгласил архитектурную перестройку и обозначил две цели: решить жилищный вопрос, предоставив отдельную квартиру каждой семье, и сделать это максимально дешево с помощью типового проектирования и индустриализации производства. А 4 ноября 1955 года вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». От новых зданий ожидали в первую очередь функциональности и практичности. Простота, лаконичность, правильные пропорции, связь формы и назначения здания – вот какая должна была быть архитектура. Декоративные элементы запрещались в любом виде.
ТАК ЧТО ЗА СТИЛЬ-ТО?
Новый курс Хрущёва стал для архитекторов, привыкших творить в сталинском стиле, настоящим ударом. С опытом современной мировой архитектуры они знакомы не были, а потому примером стал Запад. Во времена оттепели стали доступны заграничные архитектурные журналы, организовывались массовые ознакомительные поездки в страны восточного лагеря, дружественные Советскому Союзу.

Так советский модернизм вобрал в себя черты нескольких архитектурных традиций.

Вот лишь несколько зданий, относящихся к той эпохе. С первого взгляда и не скажешь, что это - достопримечательности, образцы стиля, однако каждое из них - уникально.

Чувашский Государственный Театр Оперы и Балета
Несмотря на простоту материалов — в основном в строительстве использовался железобетон, — главной особенностью советского модернизма стало оформление.
Для облицовки архитекторы использовали песчаник, ракушечник и мрамор, иногда настоящий, а иногда искусственный — из соображений экономии. Для ранних построек в этом стиле характерны мозаичные панно. А самое заметное отличие от брутализма — массовое остекление поверхностей.
Кафе «Васара» в Паланге. Архитектор А. Эйгирдас
Клуб космонавтики. Воронеж
Центральный экономико-математический институт РАН
Москва

Архитектура стала полностью подчиняться строительной отрасли, и только особо важные постройки разрешали возводить по индивидуальным проектам, что обусловило главную особенность совмода — к нему относятся одновременно и необычные авторские здания, и сотни безликих микрорайонов по всей стране.
Многие знаковые для России здания построены в стиле советского модернизма: здание Информационного агентства ТАСС, Останкинская телебашня и здание Академии Наук РАН.
Конец 1950-х — начало 1960-х — время покорения космоса, активного развития науки, техники, автомобилизации, поэтому именно такие проекты стали настоящими символами эпохи. У каждого из них есть своя изюминка. Останкинская телебашня выполнена в актуальной в то время теме освоения космоса. В течение 9 лет она сохраняла титул самой высокой в мире при высоте 533 метра.
Самой необычной деталью здания ТАСС стало множество закругленных окон, символизирующих телевизионные экраны, через которые советские люди смотрят на мир. Идея была по-настоящему футуристичной, и даже сейчас, в наш информационный век, здание выглядит актуально.
Созданием дома Академии Наук занимался Мстислав Келдыш, исследователь в области космических полетов и вычислительной техники. Это отразилось на внешнем облике здания. Он создал эскиз верхней конструкции, которая получила название «золотые мозги».
Город Зеленоград стал самым важным архитектурным проектом этой эпохи. По замыслу
И. Покровского, Ф. Новикова и
Г. Саевича (1958–1975 годы) на этом месте должна была быть построена советская Кремниевая Долина.
Не все планы были реализованы, но одним из самых важных для облика города зданий до сих пор является жилой «Дом-флейта» (1969 год). Он играет роль фона для гостиницы, мэрии и ДК, расположенные возле озера. Вместе эти здания формируют красивую и необычную композицию — в традициях Корбюзье, Гинзбурга и Николаева: дом, стоящий на тоненьких столбах, с плоской крышей и длинными лентами-окнами, что придаёт ему лёгкость и воздушность.
Яркий пример авторского проекта в традиции советского модернизма — гостиница «Турист» в Баку, построенной архитекторами В. Шульгиным и Э. Мельхиседековым и конструкторами К. Керимовым и Г. Шамиловым (1974 год).
Это здание даже получило авторитетную архитектурную премию. Фасад с одной стороны был открытым, с другой — выполнен в декоративных теневых решетках. Во дворе размещался фонтан с керамическими кувшинами и мозаикой. Здание стояло на горе в сейсмической зоне, и архитекторы решили подчеркнуть этот излом. Получился очень интересный архитектурный проект, соединяющий как интернациональные, так и национальные черты.
К сожалению, в 2004 году гостиница была закрыта и демонтирована до первого этажа, а потом до конца снесена. Сегодня на горе устроена парковка.
Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо в Киргизии, архитектором которого был К. Назаров (1978 год), — ещё один футуристический проект, которым может гордиться советский модернизм.
Это огромная дыра в горе, внутри — зал с вертикальными пилонами.

Изначально комплекс проектировали под ресторан. В пещерах должны были размещаться столики, а через окна открываться потрясающий вид на равнину. Но потом помещение отдали музею.
Архитекторы В. Джорбенадзе и В. Орбеладзе построили совершенно чудесный Дворец торжественных обрядов в Тбилиси (1985 год), сочетающий в себе некоторые традиции стиля Гауди и романтизма.
Он был запланирован как загс, но, когда в Грузии началась революция, здание стало особняком политического деятеля Бадри Патаркацишвили. Здесь же он был похоронен. За здание до сих пор идёт борьба между регулярно появляющимися наследниками Бадри и его семьей
Санаторий «Дружба» в Ялте — шедевр советского модернизма и конструктивной мысли. Это сложная конструкция, от которого невозможно оторвать взгляд. Каждый элемент друг за друга отвечает, друг друга держит, ничего убрать невозможно. Здание выглядит, как единый механизм.
Ещё один шедевр советского модернизма находится в Новгороде. Это академический театр драмы имени Ф.М.Достоевского, построенный архитектором Владимиром Сомовым и проектным институтом «Гипротеатр» (1987 год).
В архитектурный ансамбль входила так называемая «колонна Макаревича»: музыкант закончил МАРХИ и принимал участие в проектировании окон здания. Позднее её демонтировали — так же, как и окружавшие здание плиты с необычными дырами, которые придавали ему ещё большую оригинальность. Новгородцы же до сих пор ведут споры о красоте и привлекательности здания, обзывая его уродом и считая, что такой кошмар не должен был появиться среди замечательных церквей их города.
Бесспорно, советский модернизм не зря сейчас вызывает интерес у архитекторов по всему миру. Достоинства зданий этого стиля открываются, если учитывать контекст времени и творческий путь их создателей — от античного сталинского ампира они пришли к форме чистоты и функциональности. Архитекторы того времени боролись со стереотипами, неповоротливой бюрократической машиной, осознавали свою социальную миссию и политическую позицию, и несмотря ни на что продолжали фантазировать и творить. Свои шедевры они оставили на улицах множества городов России и бывших стран СНГ. Надо только почаще смотреть по сторонам и тогда красота и сложность вложенной в них архитектурной мысли откроются каждому из нас.
Ирина Морозова
Библиотека №91