Зачем нужна современная поэзия? Мы все погружены в текст: посты и сообщения в социальных сетях, новости, статьи, книги. Поэзия позволяет посмотреть на язык под другим углом, переносит его в новое пространство и обнаруживает неожиданные связи между словами.
Современная поэзия разнообразна по форме, содержанию и качеству. Ее настолько много, что человеку вне литературного процесса непонятно, как к ней подступиться. Но, если кто-то все же решит разобраться в вопросе, способы есть.
Московский поэтический слэм
Что такое слэм? Этот формат выступления поэтов: каждому дается ровно три минуты на то, чтобы прочитать свои стихотворения. Жанр возник в Голландии, в середине 50-х годов. В России слэмы стали проводиться с 2002 года, сначала в Москве и Санкт-Петербурге, потом подключились крупные города. Есть даже Всероссийский слэм, организацией которого занимается поэт Андрей Родионов. Ему и слово:
«Всероссийский слэм — это когда победители из городов России соревнуются между собой за поездку в Париж. И за денежный приз, конечно. После выступления поэтов зрители выставляют оценки. К поэзии все это имеет мало отношения. Здесь большую роль играет внутренняя экспрессия, манера исполнения».
Для зрителей это в первую очередь шоу, где форма важнее содержания. Сейчас слэмы проходят в онлайн-режиме — www.facebook.com/mospoetryslam/, vk.com/mospoetryslam
Литературно-критический проект «Полет Разборов»
«Полет Разборов» существует шесть лет. Он открыт для всех начинающих поэтов: именно здесь можно получить зазор для роста, обрести новые творческие координаты, лучше узнать своё творчество. Отправить подборку для участия можно через личные сообщения создателю и ведущему проекта Борису Кутенкову. Вот что он сам говорит о формате:
«Сначала о заранее прочитанной подборке высказываются присутствующие эксперты, затем читаются рецензии заочных критиков, потом говорят слушатели. Таким образом, есть и критический анализ, рассчитанный, прежде всего, на то, чтобы рассказать слушателям, как читать поэта. Отбираю поэтов из личной симпатии к стихотворениям. Если не будет достаточной поддержки, обратной связи, такой автор может перестать писать».
Маяковские чтения
Этот формат — один из старейших в нашей подборке. Родились они спонтанно. Когда 29 июля 1958 года в Москве открыли памятник Владимиру Маяковскому, кто-то из зрителей подошел к микрофону уже после завершения официальной церемонии и начал читать стихотворения поэта. За ним выстроилась очередь желающих. Так родился своеобразный «открытый микрофон». Чтения прекратились только в апреле 1961-го, после массовой драки и арестов участников.
23 августа 2009 года Маяковские чтения снова возродились благодаря объединению «К-Фронт». Каждое последнее воскресенье месяца с апреля по октябрь в 18:00 возле памятника Маяковскому собираются желающие прочитать свои произведения. Выходить можно неограниченное количество раз — частая смена выступающих придаёт мероприятию динамику и не позволяет публике отвлекаться от происходящего. Продолжаются чтения до последнего слова последнего участника — иногда поэты расходятся уже после полуночи.
Слишком громко думал
Классическое литературное объединение — по нашим временам редкость. Встречи «Слишком громко думал» проходят на площадке библиотеки № 81, где участники собираются раз в месяц и учатся писать (на собственных и чужих произведениях), вчитываться в текст, критиковать его.
В июне, с поправкой на новые реалии, планируется онлайн-встреча в Zoom и это отличный шанс для любого присоединиться к сообществу единомышленников. В программе: ламповые разговоры о литературе, обсуждение стихотворений и прочие чудеса, приходите! Вести встречу будет автор этой статьи. Записаться можно здесь — vk.com/topic-193774104_40505417
Также следить за актуальной поэзией можно на сайтах «Журнального зала» (https://magazines.gorky.media/) и «Новой литературной карты» (http://www.litkarta.ru/).
Изучайте, ищите, интересуетесь!