«Чувства в большом городе»:
подкаст, который вас удивит
Мы слушаем подкасты, чтобы научиться новому, узнать мнение специалистов или просто развлечь себя, пока моем посуду. Аксинья и Алёна, создатели подкаста «Чувства в большом городе», пошли дальше. Их диалоги предлагают слушателям осторожно коснуться самого главного — собственных переживаний и чувств.
— Как и когда возникла идея создать подкаст?

Аксинья: Это было год и два месяца назад. Я пришла к Алёне и говорю: «Алён, есть такая штука — подкасты, давай делать!» Она такая: «Давай!» Сейчас идёт третий сезон, но мы «сезоны» определяем не объемом или временем, а по ощущению. Это внутренняя эволюция: когда ты уже готов приступить к рассмотрению новой грани себя, получается новый сезон.

Алёна: У нас есть один общий образ этого подкаста. Мы считаем его садом. Каждый выпуск, каждая тема, каждая мысль прорастает со временем, как семечко. И люди, которые приходят в подкаст, — они приходят в сад. Каждый находит своё цветение.
— Что первично в подкасте? Психология, общение, поэзия, философия?

Алёна: Представьте себе жонглера. Философия, психология, общение, поэзия — это его шары. Как только жонглер захочет оставить себе какой-то шар, вся магия исчезнет. Рисунок, который создают его движения, перестанет существовать. Без жонглера эти шары — просто шары. Поэтому нам очень важен эффект присутствия, эффект глубокого разговора, в который мы готовы пригласить нашего слушателя. Первичен именно момент.

Аксинья: Первичнее чувства, которые в моменте. Мы не можем срежиссировать то, что рождается по ходу записи, но оно требует некоторой формы. Мы как раз и выбираем подходящую: поэзию, философию, психологию, иногда молчание. Например, второй сезон посвящен со-бытию. Мы взяли в качестве тем праздники: Хэллоуин, Новый год, 14-е февраля и стали рассматривать их сквозь призму наших чувств. А третий сезон, который сейчас идет, посвятили сновидениям. Мы открыли сновидческий салон: рассказываем сны и делимся чувствами, которые возникают в процессе.
— Следуете ли вы заранее прописанному сценарию?

Алёна: Мы только перед самой записью можем обсудить, кто за кем говорит, чтобы всё, что ты хочешь отдать, было услышано, было принято. Мы как два дерева. Деревья никогда друг другу не помешают кронами, они не будут друг друга глушить. Всё в лесу растет на том расстоянии, на котором каждому комфортно. Для меня очень важный момент, чтобы пункты плана помещались у меня на тыльной стороне ладони. Это моя мерка хорошего подкаста.
— Какой отклик от слушателей получаете? Какие самые популярные выпуски?

Алёна: Нас очень вдохновляют слушатели. Больше всего мне нравится сравнение нашего подкаста с калейдоскопом. В калейдоскоп засыпается ограниченное количество деталей, бусинок, стёклышек, но каждый поворот показывает что-то новое.

Аксинья: Если опираться на статистику, то самые популярные по прослушиванию эпизоды: «Напряжение», «Освобождение» и «Любовь». Это очень интересная выборка. Тема «Освобождение» была предложена в прямом эфире в Инстраграм нашей слушательницей. «Напряжение» совпало с периодом карантина. Это один из первых выпусков, который мы делали дистанционно. Он очень попал в атмосферу большого города, в чувства большого города. Выпуски «Любовь» и «Смерть» - это диптих. Они очень связаны внутренне. «Любовь» — это разговор, рассуждение. А «Смерть» — это аудиоперформанс. Это самая высокая планка, которую мы взяли.

Алёна: Они — диптих, потому что мы сознательно выбрали связанные концовки. У «Любви» в конце мы произносим: «Это конец!» А у «Смерти» концовка — «Это начало!».
— Расскажите про аудиоперформансы. Что это для вас, как это выглядит в вашем исполнении?

Алёна: Перформанс — это чистый лист, протянутый человеку. Человек может его скомкать, может на нем что-то написать, может обронить на эту бумагу пару слёз, может сделать самолетик и запустить. Когда мы делаем перформанс, мне хочется, чтобы эта аудиозапись не воспринималась человеком, как просто набор звуков. Она должна помочь ему погрузиться в себя. В момент, когда мы записываем, есть полное ощущение, что здесь и сейчас мы взаимодействуем со своим белым листом. Мы просто показываем, что происходит для нас. Это не требует никакого участия других людей. Но будучи сопричастными люди могут увидеть, что у них тоже есть этот белый лист и они могут что-то на нем оставить. Многие темы уже обросли таким количеством стереотипов, что очень сложно за этими стереотипами почувствовать: а вот в этой теме где я? Или где она во мне? Что мне вообще актуально в этом чувстве? Аудиоперформансы позволяют будто очистить матрицу, отодвинуть стереотипы и посмотреть, что там за ними есть. Это большое погружение. У меня был эксперимент над собой: я две недели ни с кем не разговаривала. И для того, чтобы не нарушать моё молчание, мы записывали выпуск «Смерть» в формате аудиоперфоманса отдельно друг от друга. Ни одна из нас не знала, что будет говорить другая. Аксинья приехала, молча вошла, установила аппаратуру, посидела в другой комнате, пока я наговорила на микрофон свой текст, собрала аппаратуру и уехала.

Аксинья: Я только на монтаже узнала, что говорила Алёна. Смерть это часто просто невозможность диалога, мы эту идею реализовали вот таким образом — и совершенно случайно. Наши жизни идут и подкаст стал этаким мифологическим пространством.
— С чего вы посоветуете начинать слушать ваш подкаст? С самого первого выпуска?

Аксинья: Я обычно всем советую начинать с «Чувства одиночества в большом городе». Это самый идеально получившийся выпуск по балансу частей, как самурайский меч. Выпуск получился не таким большим, как первые, плюс это классика чувств в большом городе. Алёна: Если бы я встретила такой подкаст, я бы выбрала то чувство, с которым я сейчас живу и послушала бы про него.
— Какое кредо у подкаста «Чувства в большом городе»?

Алёна: Практически в каждой беседе о чувствах я говорю, что все чувства нужны, что все чувства важны. Нет ни плохих, ни хороших чувств. Это для нас самое важное в подкасте. Красной нитью через все выпуски проходит то, что самые горькие чувства — это как в рисовании тёмные краски. Если нет тёмных красок, то нет объема. В нашей жизни важно всё. Другой вопрос, что нас учат избегать темных тонов и поэтому они так болезненны. На контрасте с пятном света темнота становится еще гуще. А когда ты выключаешь свет, ты просто позволяешь себе привыкнуть к тому уровню освещения, который есть. Это уже не кажется каким-то дремучим лесом, который поглотит тебя и никогда не отпустит.
— Какими подкастами вы вдохновляетесь?

Аксинья: Тут единогласно — «Сладкая плазма Ксандра Бо». Это на сегодняшний день практически единственный подкаст, который мы постоянно слушаем. Их записи абсолютно в балансе с нами, они идеальны.
— Что сейчас читаете?

Аксинья: Только дочитала роман В. В. Набокова «Бледный огонь», долго к нему подступалась. Этот роман, как кентавр: наполовину поэма, наполовину комментарии к поэме. Очень интересная постмодернистская вещь. Меня просто поднимает до седьмого неба хорошая литература. Это так прекрасно, что слезы наворачиваются. А сейчас читаю Орхана Памука «Имя мне — Красный». Я в восторге. Случайно нашлась эта книжка и мне безумно нравится многоголосая сюжетная вязь романа.

Алёна: Я очень люблю украинскую поэзию, читаю на украинском и обожаю поэзию Сергея Жадана. Вообще я очень не люблю стихи о любви, но именно произведения Жадана — это лучшая любовная лирика, на мой взгляд. Так, как пишет он о любви мужчины к женщине, не пишет никто, для меня это что-то невероятное. Ещё много я читаю стихов Василя Стуса. Он просто творил, когда ему нельзя было творить на родном языке. Когда есть цензура, понятно, что ты не можешь касаться каких-то тем, но когда нельзя творить на родном языке — это совсем другой уровень цензуры. Это сейчас мне интересно, это новая глубина.
Еще немного подкастов на все случаи жизни от редакции

Для тех, кто любит читать и узнавать об интересных книгах от интересных людей — подкаст «Читатель». Из последних выпусков узнаете, какие книги советуют читать владельцы независимых книжных магазинов.

Для тех, кто увлекается историей — «Короче, история». Познавательный подкаст о событиях прошлого. Из последних выпусков вы сможете узнать о мормонах, об успешном аббатстве в Шотландии и даже о цивилизации в Шумере.

Для тех, кто хочет послушать разговоры о жизни, отношениях, искусстве, да обо всём на свете — подкаст «KuJi Podcast». Из последних выпусков узнаете, как поворачивать культурные стрелки, зачем носить шорты и послушаете репортаж из красной зоны.
Мария Валетская
Специалист библиотеки №84