Культурь!

Алевтина Пузырникова: «Когда выходит спектакль — он уже полностью принадлежит артистам»

«Маленькое воскресное приключение» — спектакль молодого режиссёра Алевтины Пузырниковой. Он словно всплеск морской волны – так же лёгок, беспечен и прост для восприятия зрителя. Он заставляет смеяться и улыбаться от абсурдности ситуации. Сюжет знаком каждому: иногда нужна лишь подпись вышестоящего бюрократа, одна закорючка, чтобы то, что вам нужно, свершилось. И перед вами поставлена непростая задача – добыть эту подпись!

Главный герой спектакля, агент по снабжению товарищ Зайцев, пускается во все тяжкие. Абсолютно невинная ложь, имеющая за собой единственную цель — получить подпись чиновника, отдыхающего в доме отдыха «Сыроежки», оборачивается запутанной комедийной ситуацией для всех отдыхающих и персонала дома отдыха.


О волшебстве, происходящем на сцене, мы поговорили с Алевтиной Пузырниковой, актрисой и режиссёром театра «Эрмитаж». В списке её режиссёрских работ, помимо спектакля «Маленькое воскресное приключение», есть и другие, с успехом идущие на сцене театра: «Стакан воды», «Цветик-семицветик», «Три толстяка». Алевтина является педагогом детской театральной студии «Буфф». В прошлом — участник Фольклорного ансамбля «Веретенце» и актриса театра «Лица».

— Как давно ты служишь в театре «Эрмитаж»?

— С 2012 года. В 2012 году, после окончания ИГУМО, где я получила актёрское образование, я поступила в ГИТИС на курс к народным артистам Михаилу Ивановичу Филиппову и Михаилу Захаровичу Левитину. Это был режиссёрско-актёрский факультет. Одновременно меня взяли в театр.

— Твоё первое образование связано с актёрской профессией. Решение пойти дальше в режиссуру появилось позже, когда тебе стало тесно в актёрской профессии, или ты с самого начала видела себя именно режиссёром?

— Нет. Это случилось на третьем курсе института. Тогда в рамках учебного процесса наш мастер, Клепиков Юрий Васильевич, позволял нам посещать его репетиции в театре Джигарханяна. Я наблюдала за тем, как он работает и думала: «Это возможно, это прекрасно!». Можно попробовать себя с этой стороны. Мне очень понравилось всё то, что он делал как режиссёр с профессиональными артистами. И уже с третьего курса начала готовиться к поступлению на режиссуру.

— Сегодня мы посмотрели спектакль «Маленькое воскресное приключение», поставленный по произведению Валентина Катаева «День отдыха». Почему именно это произведение было выбрано для постановки?

— Когда мы учились на третьем курсе в ГИТИСе, Михаил Захарович Левитин сказал: «Я хочу научить вас юмору». Мы с однокурсниками выбрали материал и стали репетировать отрывки, которые представили мастеру. И сессию мы все благополучно провалили. Потому что юмор — это, безусловно, самый сложный жанр. Тогда же мне посчастливилось через Михаила Захаровича познакомиться с пьесой «День отдыха». Я подготовила три отрывка, которые достаточно успешно прошли на сессии. И потом в течение трёх лет я добивалась постановки этой пьесы на сцене с артистами театра, и, в конце концов, Михаил Захарович дал добро.


— Этот спектакль продолжает серию спектаклей «Театр Михаила Левитина глазами его учеников», начатую постановкой «Стакан воды» по Эжену Скрибу. А есть ли продолжение этой серии? Кто-то ещё ставит спектакли на этой сцене?

— Ученики есть. Алексей Валерьевич Шулин — заслуженный артист России. Сегодня в спектакле он играл Зайцева. Это мой однокурсник, и спектакль «Стакан воды» — наша совместная постановка. Ирина Александровна Богданова, заслуженная артистка России, поставила спектакль «Поклонницы», который также в репертуаре театра. И, конечно, остальные его ученики ставят спектакли. Их постановки идут в Белгороде, в Осетии, в Туве. Мы учились на заочном отделении, и все из разных городов поступили в ГИТИС.

— Как долго идёт работа над спектаклем, перед тем как представить его публике?

— Всё очень по-разному. Параллельно можно репетировать и два, и три спектакля в театре. Всё зависит от сроков, бюджета, работы с художником. Над спектаклем «Маленькое воскресное приключение» мы работали чуть более полугода.

— Что самое интересное в работе режиссёра?

— Самое интересное — это репетиция с артистами. Даже, честно говоря, не интересен продукт, когда он выходит. Сам спектакль тебе уже не интересен. Когда выходит спектакль — он уже полностью принадлежит артистам. На репетициях случаются безумные, прекрасные, удивительные вещи. Ты с артистами на одной волне, пребываешь в одном энергетическом потоке. Когда они тебя понимают и ты их понимаешь; когда ты их слушаешь, слышишь и чувствуешь — это одно из самых больших удовольствий.


— Сложно было переключиться с актёрского опыта на режиссёрский?

— Нет, я считаю, что это мой фундамент. Я так и работаю артисткой театра «Эрмитаж». У меня в репертуаре 5 спектаклей. Актёрство мне помогает.

— У тебя есть мечта поставить какой-нибудь определённый спектакль?

— Да есть. Я не могу сказать какой, потому что это мечта!

— Какие премьеры ожидаются в театре «Эрмитаж» в грядущем сезоне?

— В конце декабря состоится премьера спектакля «Багровый остров» по произведению Михаила Булгакова.

— Какие 5 книг ты считаешь обязательными к прочтению каждому?

— Жуве Луи «Мысли о театре», Юрий Олеша «Три Толстяка», Джейн Остен «Гордость и предубеждение», Кир Булычев «Тайна третьей планеты», А.С. Пушкин «Маленькие трагедии». 
Люди