Культурь!

Николай Жаринов о своём канале, фэнтези и комиксах

Николай Жаринов — филолог, культуролог, главный редактор творческого альманаха «Artifex», автор книг «Исповедь литературоведа: как понимать книги от Достоевского до Кинга» и «Тайная жизнь шедевров: реальные истории картин и их создателей».


— Почему преподаватель истории мировой художественной культуры, русской и зарубежной литературы предпочёл онлайн-площадку очным выступлениям?

— Аудитория онлайн-площадок намного шире, чем университетская. Более того, это возможность заинтересовать людей из разных регионов. Мне нравятся нестандартные способы подачи материала и удержания внимания слушателя-зрителя. Ютуб-канал «PunkMonk» — это канал, который создали мы с другом, бывшим моим студентом Юрием Барышевым. Я отвечаю за сценарии, за работу в кадре, а Юрий — за монтаж и продакшен. Юрий обладает профессиональными компетенциями по технической части, поэтому на мне остается только смысловая часть и её презентация.

— В Вашем творчестве часто встречается слово «панк» — ютуб-канал «PunkMonk», подкасты «ПанкКаст». Похоже, у вас особое отношение к культуре панков?

— Панк как элемент культуры вошёл в мою жизнь ещё с молодости. В начале нулевых все слушали группу «Король и шут», которые богаты не только на сюжеты, но и на музыкальную составляющую. Однако название для своего проекта я выбрал исходя из следующих принципов: во-первых, название запоминается, здесь присутствует определённая игра слов; во-вторых, в самом названии есть конфликт, что отражает, по моему мнению, суть искусства. Искусство — это, с одной со стороны, соблюдение устоявшихся канонов, а с другой — бунт. Бунт («Punk») и смирение («Monk») и есть определённый парадокс искусства.

— Многие идеи из своих видео и подкастов Вы воплотили в книгах «Исповедь литературоведа» (2020) и «Тайная жизнь шедевров» (2021). Они написаны в жанре нон-фикшн. Вы планируете написать что-то художественное?

— У меня уже есть идея и задумка для будущей художественной книги, но сейчас я снова работаю над книгой в жанре нон-фикшн, посвящённой антиутопиям. В ней читатель узнаёт, например, какие у жанра истоки и почему антиутопий бояться не стоит (спойлер: потому что любая антиутопия не может воплотиться в реальность из-за условностей жанра).


О популярности фэнтези и фантастики

— В 2022 году вышли два значимых для многих людей проекта: «Гарри Поттер 20 лет спустя: Возвращение в Хогвартс» и «Властелин колец: Кольца власти». И фильм, и сериал возродили дискуссию о популярности жанра фэнтези в XXI веке. Как Вы думаете, почему произведения в данном жанре становятся культовыми? Какой серии Вы бы отдали предпочтение и почему?

— Если говорить о «романе воспитания» в жанре фэнтези, то рекомендую познакомиться (если не знакомы) с творчеством Урсулы Ле Гуин, посмотреть, как она раскрывает вопросы взросления в контексте мира магической академии. Несомненно, Джоан Роулинг, создавая свою историю, обращалась и к Ле Гуин, и к Толкину (как вы думаете, почему Дамболдор так похож на Гэндельфа?). Поэтому, мне кажется, взрослому человеку будет куда интереснее смотреть на мир Гарри Поттера через призму старых мастеров жанра. Мне больше нравится «Властелин колец».

Есть и другой пример хорошего фэнтези — «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. В романах Льюиса мир фантастического принадлежит только детям, но знакомство с ним позволяет главным героям вырасти и обрести новый духовный опыт для возвращения на Землю. Возвращение и есть взросление, потому что взрослому человеку не суждено больше пережить сказочные приключения.

Что касается всей серии о Гарри Поттере, то первые книги мне было еще интересно читать, но в следующих частях, как мне кажется, видна коммерческая заинтересованность писательницы.

— Думаю, важно отметить и удачную экранизацию, повлиявшую на популярность серии «Гарри Поттера». Одной из сильнейших экранизаций в жанре фэнтези также считается «Игра престолов» Джорджа Мартина. Как Вы думаете, этот американский писатель обновил жанр?

— Я считаю, что Джордж Мартин переоценённый писатель. Как сказал А.С. Кончаловский: «Кинематограф перестал быть инструментом постижения человеческой души и снова стал развлечением. Парад аттракционов и изощрённый суперпрофессионализм блокбастеров убили стремление понять человека». Автор «Игры престолов» воспроизводит технику монтажа аттракционов: он берёт героя, заставляет вас чувствовать симпатию к нему, а потом убивает его, что производит «вау-эффект». Нарушается традиционное литературное повествование, но за счёт этого читатель всегда поглощён историей.

Фэнтезийный мир у Джорджа Мартина не проработан так хорошо, как у Дж. Р. Р. Толкина. Почему веришь в мир Толкина? Потому что у Толкина этот мир проработан до мелочей: автор придумал язык эльфов, подробно расписал историю Средиземья. Дж. Р. Р. Толкин действительно заставил нас погрузиться в эту реальность — реальность со своим миром, со своим антуражем, со своими правилами. В мир «Льда и Пламени» веришь лишь по той причине, что он наполнен аллюзиями к реальным событиям: Столетняя война, война Алой и Белой розы, Черный обед и др.


О других формах адаптации

— Относительно недавно на книжных прилавках появилась серия «Классика в комиксах». Как Вы относитесь к такому формату подачи классики? Сможет ли этот формат полностью заменить оригинальный текст произведений?

— Нет, конечно, не сможет. Это принципиально другой вид искусства.
Комиксы предлагают готовые рисунки, изображения, и читателю графических романов остаётся меньше пространства для фантазии, он видит готовые образы. Комикс хорошо подходит для адаптации сюжета: сюжет в картинках запоминается проще, и, если нужно познакомить читателя исключительно с сюжетом, этот формат подходит. Если речь идёт об эстетическом наслаждении текстом, комикс здесь не работает по той простой причине, что смысловая наполненность романа или рассказа больше вследствие полисемии языка.

О библиотеках и рекомендациях напоследок

— Николай, когда в последний раз Вы были в библиотеке, пользуетесь ли нашими услугами?

— Пару лет назад был в библиотеке. Заходил, когда была акция «Списанные книги».

— Топ-5 любимых современных писателей, с которыми стоит познакомиться:

  • Рохинтон Мистри
  • Мишель Турнье
  • Паскаль Киньяр
  • Джулиан Барнс
  • Милан Кундера

— И в завершение нашей беседы просим литературные рекомендации для хорошего и уютного настроения в зимний период.

  • Чарльз Диккенс «Посмертные записки Пиквикского клуба»
  • Джек Лондон «Лунная долина»
  • Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
Люди