Мистификация, монетизация, мошенничество, или пирамида обмана в литературе
Ирина Пронина
Традиционно принято считать, что научно-популярная книга — это набор тщательно проверенных фактов, которым можно доверять. Поэтому зачастую, пытаясь решить свои проблемы самостоятельно, мы обращаемся за помощью именно к текстам коучей и психологов. Но стоит ли доверять всему, что нам пытаются продать?
Читатели интернет-издательства «Ридеро» доверились доктору Патрику Дж. Холлу — американскому сексологу, книги которого входят в топы продаж. Он рассказывает о своём опыте общения с пациентами и делится «разительными переменами, произошедшими в жизни» после отказа от «хотелок».

Восторженные отзывы читателей на книги «Аскетизм», «Умирай осознанно», «Измена: 13 главных признаков неверного партнера» интригуют. Все наперебой советуют произведения автора и уверяют, что жизнь любого станет лучше благодаря его советам. Только есть одно «но» — никакого Патрика Дж. Холла не существует. Всё якобы им написанное — это плод богатого воображения некой Екатерины Ш. из Одессы.
В августе 2019 года на портале издательства вышло большое интервью с Екатериной, в котором она делится своим опытом: «За эти месяцы я успела понять, что самое важное в книге — это даже не ее содержимое. А посыл. Если читатель увидит яркую и заметную обложку, прочитает броское название и купится на положительные отзывы и оригинальную аннотацию, он почти наверняка решит купить ваше произведение».


Что ж, теория работает. Только хорошо ли это?

Истории с фальсификацией в искусстве и литературе регулярно встречаются еще с античных времен. Кто-то приписывал свои произведения знаменитым авторам, чтобы разогреть интерес аудитории, кто-то руководствовался исключительно финансовыми мотивами. Были и другие причины.

Например, в 1846 году сестры Бронте опубликовали сборник «Стихи Каррера, Элис и Эктона Белл» под мужскими псевдонимами, чтобы избежать предвзятого отношения к произведениям из-за своей гендерной принадлежности. Девушек можно понять, XIX век все-таки.

В большинстве своем такие случаи совершенно безобидны, однако бывает, что мошенники задевают за живое.

В 1997 году в США была опубликована автобиографическая книга «Миша: воспоминания о Холокосте» под авторством Миши Дефонеска. Она делится тяжелыми воспоминаниями о войне, рассказывает о том, как ее родителей-евреев отправили в концлагерь, а сама она сбежала и выживала в тяжелых условиях. В Европе книга вызвала интерес среди публики и вошла в список 20 лучших книг в жанре non-fiction во Франции. Читатели сочувствовали Мише, а сама она активно рассказывала о своей жизни и появлялась на публике.

Однако со временем стало очевидно, что часть событий, описанных в книге, не состыковывается с реальными фактами. После долгих споров о правдивости написанного обнаружилось, что писательница на самом деле — бельгийка по имени Моник де Вель, а отец её был не жертвой, а агентом гестапо. В 2008 году она всё-таки призналась: её «автобиография» — художественный вымысел.
А в 2007 британский писатель Орландо Файджес выпустил книгу «Шептуны», в которой собрал истории советских людей о жизни при Сталине. В книге приводится около тысячи интервью, взятых, как утверждает автор, при участии общества «Мемориал», куда входят пострадавшие от политических репрессий в СССР. Однако представители организации после прочтения нескольких глав «Шептунов» были крайне удивлены. Научный сотрудник «Мемориала» даже признавалась, что «просто рыдала, когда читала, и пыталась что-то подправлять».
Подобные трюки в литературе далеко не новость: вспомните сестер Бронте. Если бы они не обманули читателей, мир не увидел бы их талант. Миша Дефонеска задела многих своим стремлением к славе и выдуманной автобиографией. Орландо Файджес пытался прославиться за счет горя других людей. Их книги вымысел, но ни одна не причинила прямого вреда. Однако в наше время, оказывается, бывают и книги, которые принимать за чистую монету просто опасно. Кажется, безоглядно доверять печатному слову уже нельзя.

Если, конечно, речь не о художественной литературе. Она все еще надежна.
Ирина Пронина
Пресс-служба