Ирина Морозова
Зов Лавкрафта
Сны, мифы и ужасы создателя Ктулху
Говард Филлипс Лавкрафт известен на весь мир своими повестями и рассказами, от которых сердце в пятки уходит и кровь стынет в жилах. Он — ключевая фигура, настоящий гений и революционер в развитии литературы ужасов. Его идеи, отразившие особенное мировоззрение, стали передовыми в разработке значимых для всех и вся культурных категорий ужаса и страха. Лавкрафт открыл нам чудовищный мир, где правит какое-то ужасающее древнее зло, которое прежде лишь понемногу проникало к людям через рассказы Эдгара По и Амброза Бирса. Именно он создал ту литературу ужасов, которая пугает не ожившими скелетами, звоном цепей и скрипом дверей в готическом замке, а чем-то настолько могущественным и не поддающимся рациональным объяснениям, что одна мысль об этом уже сводит с ума. Лавкрафт делает акцент на психологическом ужасе перед огромными силами неизведанного существа, которое даже может не иметь формы, а не на страхе перед вампирами, мертвецами, оборотнями, ведьмами и т. д.
Во тьме, возможно, таятся разумные сущности и, возможно, таятся сущности вне пределов всякого разумения. Это не ведьмы или колдуны, не призраки или гоблины, когда-то пугавшие примитивную цивилизацию, но сущности бесконечно более могущественные.
— Г. Ф. Лавкрафт
Стивен Кинг, Борхес, Нил Гейман, Роберт Блох — это лишь несколько имён «больших» писателей, на творчество которых повлиял этот писатель. Без лавкрафтовских ужасов вся современная литература выглядела бы совсем иначе.
Страна Лавкрафта

Мир лавкрафтовских ужасов можно представить в виде мультивселенной, где все истории связаны между собой. Каждый маленький город Страны Лавкрафта – это часть целого вымышленного мира. События произведений, как правило, происходят в одном или в нескольких городах и не противоречат друг другу. Так Лавкрафт создаёт свою вселенную, которую можно считать аналогом нашей, и наполняет её мифическими существами, призраками, пришельцами, Древними богами из Космоса и опасными колдунами.
Страна Лавкрафта в основном охватывает территорию Новой Англии: штаты Массачусетс, Вермонт и Род-Айленд. Хотя названия штатов и округов настоящие, города, люди и существа в них абсолютно вымышленные.
Что же такое "лавкрафтовские ужасы"?

Этот поджанр литературы ужасов, который создал Г. Ф. Лавкрафт в конце 1910-х — начале 1920-х годов. Он состоит из нескольких значимых для творчества писателя циклов. К началу 1920-х годов появился Цикл Снов, а чуть позднее — мифы Ктулху. Первым произведением лавкрафтовских ужасов (англ. Lovecraftian horror) считают рассказ «Дагон» (1917). Именно в нём появляется основной мотив творчества Лавкрафта — ничтожность человечества перед древними, могущественными, скрытными тёмными силами.
Как большинство писателей-гениев, Лавкрафт получил мировую известность посмертно, и главная заслуга в этом принадлежит его другу и писателю Августу Дерлету. Он выпустил в своём издательстве «Аркхэм Хауз» первый посмертный сборник рассказов Лавкрафта тиражом в 1268 экземпляров. Когда оригинальные тексты закончились, Дерлет достал его черновики и начал их дописывать на свой лад. Так, например, была закончена повесть «Таящийся на пороге». Мало что в ней осталось от лавкрафтовских ужасов — скорее, получился динамичный триллер. Под совместным авторством Лавкрафта и Дерлета вышло еще несколько десятков рассказов и повестей.Эти произведения лучше относить к перу Дерлета, который вдохновился хаотичными записями друга и его персонажами. В современных реалиях такое творчество назвали бы фанфикшеном. Именно поэтому к Дерлету относятся неоднозначно. С одной стороны, он наживался на имени Лавкрафта, подстраивал его идеи под себя. Но без него мир не смог бы узнать и оценить по достоинству творческое наследие Лавкрафта.
Цикл Снов

Сны имели огромное значение в творчестве и жизни Лавкрафта: они были главными источниками вдохновения. Он записывал их и обсуждал с коллегами. С шести лет Лавкрафта мучали кошмары, в которых к нему прилетали перепончатокрылые и шипохвостые чудовища («ночные мверзи»), хватали за живот, уносили в серую пустоту и сбрасывали на горы. В этом на подсознание писателя явно повлияли гравюры Доре к «Потерянному раю».
Цикл Снов относится к жанру темного фэнтези и представляет собой одну из частей лавкрафтовских ужасов. Это серия произведений между 1918 и 1932 годами. Центральными работами считают рассказ «Иные Боги» и повесть «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата».

В этом корпусе текстов Лавкрафт создал волшебную Страну Снов, которая состоит из сказочных городов Неведомый Кадат, Селефаис, Ултар и т. д. В них живут причудливые создания: демоны, зуги, гули, собакоподобные существа, гаргульи, Ночные призраки, Лунные жабы и прочие подобные. Попасть в Страну Снов могут только одаренные сновидцы, бегущие от нашего мира и ищущие покой в своих сновидениях.

Страна Снов — особый, нематериальный мир, зеркальное отображение нашего «бодрствующего мира». Планеты, звезды и созвездия в ней те же, но всё остальное устроено по-другому. Страна снов находится вне времени и пространства, там можно перемещаться, куда угодно и как угодно, как во сне. В этом мире корабли могут бороздить подземные реки и небо, летать на Луну или в иные миры сквозь пространство и время. Поэтому весь цикл отличается особой атмосферой чего-то возвышенного и запредельного, чего в нашем мире достигнуть невозможно. Это не субъективные фантазии какого-то человека: вселенная книг существует одинаково для всех, но каждый, кто попадает в неё, может видеть некоторые места по-разному.

При создании этого цикла Лавкрафт опирался на культуру Древнего Египта и Ближнего Востока, а география Страны напоминает античную карту Древнего Ближнего Востока и Древней Месопотамии. Названия городов напоминают об античных городах, которые располагались на территории современных Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Израиля, Турции и других стран. Все они стали антуражем для мифов Греции, Рима, Скандинавии и легенд индейцев, кельтов, народов Африки.

Подобное соединение элементов нескольких культур — один из приемов творчества Лавкрафта. В древних поразительных, а порой ошеломляющих тайнах он видел целый мир. К тому же ещё в детстве писатель зачитывался не только готическими историями, но и античной литературой и восточными сказками, а самой любимой его книгой стали «Сказки 1001 ночи». Тогда пятилетний Лавкрафт срочно захотел стать арабом и придумал себе прозвище Абдул Альхазред, которое он, будучи взрослым, использовал в качестве псевдонима. Позже Абдул стал одним из персонажей Лавкрафта — безумным арабом, написавшим «Некрономикон».
Мифы Ктулху

Термин «Мифы Ктулху» был введён Дерлетом в процессе работы над записками Лавкрафта. Имя «Ктулху» восходит к рассказу «Зов Ктулху» (1928), в котором так назван один из вымышленных Великих Древних богов — огромное могущественное морское чудовище, владыка миров, спящий на дне Тихого океана в затонувшем городе Р'льех, способный управлять человеком. Когда он проснется, наступит Конец света. Первым Древним богом был Дагон в одноимённом рассказе, где появляется существо, аналогом которого считают шумерского бога Дагона.

Создавая свою Вселенную, Лавкрафт придерживался философии космического безразличия (космизм), которая предполагает бесцельность и равнодушие космических сил к людям по аналогии отношений между людьми и насекомыми, потому что эти силы непостижимы для человеческого разума.
«Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн»

«В своем доме в Р'льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа»
— Г. Ф. Лавкрафт, «Зов Ктулху»
Именно в Мифах Ктулху Лавкрафт создаёт почти целый космический пантеон Древних богов, хотя осознанно такую цель он никогда перед собой не ставил. Возможно, именно поэтому все попытки исследователей как-то систематизировать его Вселенную оказались безуспешными. Сам писатель всегда подчеркивал хаос и неизвестность, присущие его миру.

Древние боги — это невероятно огромные и могущественные существа, которые появились вместе со Вселенной и когда-то правили Землей, а теперь впали в сон. Их магические формы, способности и силы настолько неизъяснимы, что человек не способен даже понять такое, и уж тем более не способен противостоять им. В книге «Некрономикон» сказано, что появление Древних несет за собой разрушения, гибель и хаос для всей планеты. Лавкрафт связывает их магию с метафизическим страхом — это был шаг, новаторский литературе ужасов.

В рассказах можно найти несколько Древних богов. Это Азатот, Йог-Сотот, Ктулху, Дагон, Гидра, Шуб-Ниггурат, Ньярлатотеп, Хастур, Тсатхоггуа, Гатаноа, Йиг, Наг и Йеб. Сновидцы Страны снов воспринимают их как элементы природы или космоса: звезды, океан, луна, туман, эфир и др., так как Древние обитают в горах, небе, в глубинах морей и недрах Земли и даже в космосе. В Стране Снов они наделены безграничной, магической силой, им подвластны стихии, пространство и время, они могут менять свое обличье и переходить в иные миры, в том числе в наш. Но в основном Древние действуют на Земле с помощью колдунов, которые формируют мистические культы и секты вокруг своих божеств и служат им с древних времен. Так в рассказе «Грёзы в ведьмовском доме» ведьма Нахав служила Шуб-Ниггурат и Черному человеку, который был посланником Ньярлатхотепа. При этом в повести «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» сказано, что всё, что известно о Древних, — это только легенды и предания, а истинная их сущность неизвестна ни людям, ни жителям Страны снов.

Древних богов нельзя увидеть, но их можно почувствовать или воззвать к ним с помощью ритуалов: страх указывает на Азатота, путешествие во времени — на Йог-Сотота, звук флейты — на Ньярлатхотепа, черный козел связан с Шуб-Ниггурат, телепатия — с Ктулху и т. д.
Процесс литературной канонизации творчества Лавкрафта завершился, и в его гении уже никто не сомневается. Идеи и фантазии писателя нашли отклик в сердцах тысяч любителей потрепать себе нервишки и прочно вошли в массовую культуру. По мотивам его рассказов и повестей снимают фильмы и пишут музыку, создают настольные и компьютерные игры. Человек, который всю свою жизнь придумывал невероятные истории про Древних богов и их сектантов, сам стал частью культа, которому принадлежат миллионы читателей, не мыслящих жизни без его книг.
Ирина Морозова
Специалист библиотеки №91