Ася Красовская
Бар для тех, кто не ходит в бары
Интервью с создателем бара «Howard Loves Craft»
Чего ждать от бара, названного именем родоначальника современных ужасов? Мрачной атмосферы, суровых и молчаливых барменов за стойкой, завсегдатаев, смотрящих на любого вошедшего исподлобья, перебоев с электричеством? «Howard Loves Craft» совершенно не такой. Это уютный ламповый бар на острове Балчуг в самом центре Москвы, расположившийся в одном из старых кирпичных корпусов «Красного Октября». Роман Родин – основатель, владелец и идейный вдохновитель бара – рассказал нам о том, как появился «Говард» и чем он живёт сейчас.
Мне не нравится концепция «мечты жизни». Если у человека есть мечта всей жизни, нет ничего страшнее момента, когда она сбывается. Всё – игра пройдена. Что дальше делать? Я всегда хотел просто заниматься интересными вещами, никогда не отказывался от чего-то, что меня зацепило, и брался за всё, что могло меня как-то развить. Наверное, мне просто хочется делать классные вещи, чем-то дополнять наш город, улучшать его с той или иной стороны.

Вообще моя проблема и моя сила в том, что я никогда в жизни не работал в офисе. Закончил вуз и понял: нужно брать жизнь в свои руки и уже самому искать источники питания, дохода. Я начинал с кем-то общаться, с кем-то знакомился, куда-то ехал, мы запускали какие-то проекты, проекты загибались, мы делали новые. Те, кто жалуется, что у них вроде как ничего не получается, – они как правило ничего и не делают.

Я работал фотографом, фотографировал всё подряд: детей, свадьбы, проводил фотосессии в студии, снимал в «Крокус Сити Холле». Создал свою настольную игру – «Королевская охота». Я сам нарисовал все карты, сам продумал геймдизайн, напечатал три пробные копии, распихал их в протекторы от MTG. И просто начал таскать её везде, договорился с антикафе, начал проводить там дни игры. Это была моя первая попытка независимого проекта, который я довёл до конца.
О мечтах и жизненных целях
Приходит ко мне как-то друг – Ваня, и говорит: надо в жизни что-то менять, надо вставать с колен, заниматься своим делом. Мы сели и решили – нужно делать свой бизнес. И просто начали гадать, какой. Тогда у нас и появилась идея – открыть свой бар. Все хотят бар, все мечтают о баре, а он ещё и варил пиво. Так мы начали делать бар.

Это отдельная история на целый вечер, как мы делали бар на Тверской, 15. Для начала никто из нас в баре не работал, никто никогда за стойкой не стоял и пива-то крафтового особо и не пил. Диких четыре месяца мы практически не спали, ничем не занимались, только искали помещение, искали поставщиков. Всё тогда мне казалось совершенно необычным: сам факт того, что поставщик со мной связался и разговаривает, что мне пришлют настоящее пиво в розлив – это просто казалось какой-то фантастикой. Люди ещё – кто-то будет у нас работать, гости будут приходить.
Как появился первый «Говард» на Тверской
Мы начали придумывать название, перебрали кучу вариантов. Честно скажу, название Егор придумал, брат того моего друга, который пиво варил. Это был исторический момент. У меня все идеи вертелись вокруг слов «котёл», «кабан», «кружка», «пиво», и вот еще давайте «крафт» куда-нибудь добавим. И тут Егор говорит: «Говард Лав Крафт». Мы все сначала посмеялись, а потом остановились и думаем – да нормальное название! Там достаточно одну букву добавить и будет нормальное английское предложение, имеющее смысл: «Говард любит крафт».
Как появилось название
Теперь нужно было сразу какую-то графическую подачу придумать, зафиксировать этого Говарда. Начал рисовать – сначала более реалистично, потом получилась то, что вы здесь видите. Если посмотреть фотографии самого Лавкрафта, то у него были, во-первых, круглые очки, черные волосы такие прилизанные, он был высокий – серьезный такой мужчина с длинным носом. В целом эти черты я попытался передать, но только сделал его несерьезным, а весёлым. Лавкрафт, мне кажется, был такой смурной большую часть времени, что и неудивительно, учитывая литературу, которую он создавал. Потом я уже под влиянием общественности добавил Ктулху, и Ктулху мне очень понравился как персонаж – он прикольный. Говард – высокий, худой, улыбчивый, но серьёзный, а Ктулху толстый, веселый, любит выпить, поесть и больше похож на меня, чем Говард.

Сейчас мы всё время балансируем между тем, чтобы делать оформление лавкрафтианским и делать его веселым. В баре нет никакого мрачняка, но при этом есть какие-то элементы типа щупалец на стене и общей цветовой гаммы.
Говард в картинках
В этот момент и случилось практически неизбежное – мы с Ваней поняли, что работать вместе больше не можем. У него был один взгляд на вещи, а у меня – совершенно другой, и здорово, что мы это поняли на старте. Если бы мы запустились, то никогда не ужились бы и противоречиями просто уничтожили это место. Он хотел всё посерьезнее и ближе к кабаку, а мне хотелось хипстерское заведение, которое будет максимально далеко от бара в классическом понимании. К сожалению, Ваня не очень оценил ситуацию и больше со мной не общается – мы так и не смогли сохранить дружбу. Ничего не поделать – это жизнь. Егор тоже перестал со мной общаться – он решил, что солидарность важнее. Очень жаль. Я и после сталкивался ещё с такими моментами: я понимаю логику людей, которым кажется, что если всё начинается как дружеское приключение, оно и должно всю жизнь быть дружеским приключением. Нет это так не работает.

Ну в общем с Ваней мы перестали общаться, бар запустился, был мучительный процесс ремонта — другим он и не бывает. Мы нашли помещение, оно нам понравилось, но как с ним быть, никто не понимал. Грубо говоря, мы сняли на втором этаже Тверской, 15 квартиру, в которую предприимчивый дядька когда-то в советское время сделал отдельный вход, потому что у него там была штаб-квартира какого-то спорт-лото. Получился пивной бар с лестницей, которая не соответствовала никаким стандартам. Удивительно, но у нас никто не пострадал из-за нее. Один только раз пара человек скатилась, решая какие-то острые вопросы. Это была первая и последняя драка там.

Еще в помещении не было вытяжки. Нам просто сказали, что вытяжка будет и указали на печную трубу, которая осталась еще с тех времён, когда там были камины. Все бы ничего, только на седьмом этаже её во время ремонта какие-то жильцы просто заложили. И вот мы подключаемся к этой трубе, делаем вытяжку, начинаем работать. А наверху тяги нет. Начали жарить бургеры: от души так жарить, жирные они. И весь дым пошел не куда надо, а в пространство между стенами. Через несколько часов к нам начали прибегать жильцы. Это было ужасно! Запах держался потом несколько месяцев и там до сих пор наверное остался. Кошмарное впечатление прямо в первые же дни работы.

За два года всего этого мы поняли, что там находиться невозможно. Нам закрывали кухню, соседи жаловались на музыку, когда она не играла, у нас были постоянные проверки, заведение практически не приносило никакой прибыли.

Мы пришли к собственнику и сказали: «Давайте мы или 250 тысяч в месяц за аренду платим вместо 500, или съезжаем». Он пожадничал и сказал: «Уезжайте». Спасибо ему за это. Потому что иначе не случилось бы нового бара. Но за время первого «Говарда» мы успели, во-первых, полюбить крафтовое пиво. Во-вторых, хорошо разобрались в деле, в персонале, в видении. На «Красный Октябрь» с каким-то уже пониманием приехали в итоге.


О дружбе
Помещение, где мы сейчас находимся, нашлось прямо как в кино. Мы рассматривали соседний подвал, а сюда зашли поесть пиццы. Взяли пиццу, взяли чай. Смотрим — классное место. Нужно будет сюда еще зайти. А нам говорят: «Еще зайти не получится, потому что завтра мы закрываемся». Я думаю: «Ага! Если вы завтра закрываетесь, значит кто-то сможет открыться».

Здесь был классный запуск — только на веранде. На втором этаже у нас тогда рабочие жили. У них там плов какой-то, примус, музыка своя, спальники. Получилось круто, потому что всё внутри было под целлофаном, проход по диагонали, строительные леса стояли кругом, и народ брал пиво свое и бегом на веранду. Такая репетиция пандемии вышла: мы годовщину сейчас отмечали в тех же условиях, в которых открывались.
Про «Говард» на «Красном октябре»
«Говард» находится не на проходном месте, сюда нужно целенаправленно идти, поэтому спасибо всем, кто до нас добирается. Значит, наша политика сработала — получилось сделать бар не для тех, кто ходит во все бары подряд. Тут всё просто – делай, как ты считаешь правильным, и всё будет хорошо. Сейчас на что угодно есть спрос. Можно придумать, что угодно, — всегда найдешь себе единомышленников.

Здесь место, где музыка негромкая, поговорить можно, еда вкусная, пиво разнообразное. За пиво отвечает моя жена Света. Она весь этот путь прошла со мной, и это человек, без которого ничего бы не случилось, потому что именно Света занимается тыловой работой, невидимым фронтом в виде бухгалтерии и заказов.
Бар для себя
«Говард» — это гик-бар считается. Нас часто сравнивают с «Папой Вейдером». Я думаю, мы совершенно не похожи, просто аудитории часто пересекаются. Они про коктейли, про космические корабли. У них стилизация очень сильная, очень крутая: прямо «от» и «до» продолжает тему гик-культуры. У меня другая идея. Вот представьте посла России. Он же не возит с собой балалайку, матрёшку, медведя. Ему хочется просто побыть где-то. И гики тоже люди. Бар — это просто место, куда ты приходишь и где хорошая атмосфера, где не надо человека перегружать каким-то сеттингом. И гикам здесь комфортно – потому что они его выбрали. Здесь часто музыка играет, живая. В первую очередь «ирландцы», потому что у нас много друзей среди них, мы все перезнакомились на почве увлечения Ирландией когда-то давно. Во время коронавируса начались стримы — и они будут продолжаться, наверное. Будем стримить какие-то дайджесты из бара, рассказывать, что вообще происходит, чем мы заняты.

Совсем недавно мы открыли новую точку в «Музеоне» — веранду рядом с летним кинотеатром «Пионер». Сегодня вот стол из нержавейки купил туда, полочки какие-то, электричество доделали. Во всём начинаешь разбираться: как кухню сделать, как электричество провести, что вообще требуется.

«Музеон» классный, они реально стараются сохранить его красоту – я общался с женщиной, которая отвечает за всё, начиная от памятника Петру I с нашей стороны и кончая Воробьевыми горами. Мне ужасно каждый раз стыдно тратить её время, потому что у неё такой большой участок, а я ей там: «Алло, Лидия Александровна, какие нам цветы сажать – красные или жёлтые?»
Гик-бар
Думаю, я бы ему предложил бургер «Говард»: приятно есть что-то, когда это называется твоим именем. Но у нас всё меню его обрадовало бы: все названия стилизованы под жителей вселенной Лавкрафта. У нас книга есть «Миры Говарда Лавкрафта», мы её открываем, когда нужно придумать новое название, листаем и выбираем. А из пива я бы ему налил «Дэд Пони» – это просто светлый пэйл-эль. Все, наверное, ждут, что Лавкрафту нужно налить темное пиво, «стаут» какой-нибудь, но я бы налил ему то, что считаю входным билетом в современное крафтовое пиво. Он хоть и писатель, но тоже человек, и не надо же его сразу травмировать чем-то необычным. Как Лавкрафт привел нас в современные ужасы, так и в пиво его нужно приводить аккуратно, а дальше он сам разберётся.
Чем бы я угостил Лавкрафта?
Ася Красовская
Специалист библиотеки №80
Фото
Алевтина Легещич