Вопрос вам как к арт-критику. Что сейчас из себя представляет современное искусство и как перестать его бояться? Современное искусство — оно для всех?
Современное искусство представляет собой такую же область символического производства, то есть производства идей, смыслов, взаимосвязей, платформ для сборки смыслов, как и любые другие известные нам области — наука, практики повседневности и так далее. Можно работать врачом, библиотекарем, журналистом, и можно — художником. Это точно такая же работа, которая строится по каким-то своим сложившимся в этой области исторически накопленным представлениями. Всегда, когда я слышу, что современное искусство мне не понятно, а вот классику я люблю, мне сразу хочется спросить: вот, например, картина Василия Перова «Последний кабак у заставы» (1868) — вы понимаете, что на ней изображено? Что такое застава? В чем смысл сюжета этого полотна? А «Крестный ход на Пасху» Репина — вам понятен каждый в нем элемент? От классического искусства нас отделяет гораздо большая дистанция. Чтобы понимать классическое искусство, надо обладать гораздо более глубокими познаниями в истории, мифологии и философии того времени. Иллюзия знакомости классического искусства связана с массовым образованием, из которого мы выносим определенный набор «культурных консервов». Мы читаем классику русской мировой литературы, пишем изложения по известным картинам. Я не отрицаю важность такого подхода, потому что единый культурный багаж необходим нам как членам определенного общества, чтобы элементарно понимать друг друга. Но когда «базовый набор» превращается в предельный культурный горизонт, едва ли это можно считать продуктивным. Особенно если не ставить под вопрос устоявшиеся стереотипы и не подвергать их критической ревизии. А ведь именно этим и занимаются современное искусство и культура, идущие рука об руку с социальными переменами, принесенными феминистским, антиколониальным и другими важными социальными движениями. Современное искусство — порождение окружающей нас жизни. И это та современность, которую мы лучше понимаем, потому что живем в ней, разделяем язык, на котором она закодирована. Как перестать бояться современного искусства? Здесь просто нечего бояться.