Говоря о производственном труде, мы чаще всего называем его «невидимым». Одна из работ тоже носит такое название — это картина «Невидимый труд» Натальи Шаровой, с которой на нас смотрит мозаичный иконный лик, а сам мастер-мозаичист отвёрнут от зрителя, практически анонимен.
Трактовка изображённого труда как «невидимого», требующего знакомства с ним — это взгляд извне, «взгляд заказчика». Не универсальный, не исчерпывающий. Сами работники производств тоже могут называть свой труд невидимым, но для этого им нужно отождествиться с нами — внешними наблюдателями. Либо самим вспомнить себя в роли принимающей стороны или зрителя. В то же время творческое отображение трудового процесса — неотъемлемый сюжет эпических произведений. Эта многоплановость отношения к производственному труду воплощена фестивалем «Время, вперёд!» как нельзя лучше.
Художник Людмила Курилович, автор работы «Всегда быть в маске — судьба моя», до начала занятий живописью преподавала математику в школе. Войти в число победителей фестиваля стало для неё личным шагом в неизведанное. На картине Курилович — сварщики в жёлтых робах и тяжёлых масках — несравнимо тяжелее тканевых. «А эти люди работают в цеху в масках изо дня в день, месяцами и годами».
Екатерина Вахрушева победила с полотном «Ноты Вольта». В интервью она рассказала, что такие вещи не пишутся с натуры. Они вдохновляются натурой, а затем впечатления из реальности компонуются так, чтобы лучше донести сложившуюся идею. «Мы называем это позитивным искусством, тогда как человек в процессе работы испытывает и напряжение, и усталость. Позитив мы испытываем уже при виде того большего, чем мы сами, ради чего мы работаем».