«Русское искусство сразу заявило себя как социальное»: в Москве открылась выставка «Искусство труда»
В выставочных залах СХР в Западном крыле Новой Третьяковки с 4 по 14 ноября проходит выставка позитивного идейного искусства «Искусство труда» Всероссийского фестиваля «Время, вперёд!». Перед официальным открытием выставки жюри подвело итоги конкурса, авторам лучших работ вручили денежные призы из фонда фестиваля и памятные подарки.

Редакция «Культурь!» познакомит с концепцией выставки и отдельными произведениями, ведь в этом году проект прошёл с большим размахом!

Не так давно в нашем интервью куратор фестиваля Елизавета Баранова рассказывала о подготовке к третьему сезону, планах и ожиданиях.
На втором этаже западного крыла развёрнута полная выставка фестиваля 2021 года. Названия номинаций помогают сориентироваться в основных направлениях искусства, представленных на фестивале. К уже традиционным направлениям живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры прибавилось новое, экспериментальное — цифровой плакат.
«Вечный двигатель»
42×60, 2021
Шатров Илья
Болт
100×70, 2021
Гавриленок Анна
Путь в будущее
70×50, 2021
Аваков Илья
Зрительский путь внутри выставки организован ещё интереснее: по сюжетам, локальным и профессиональным темам. Сектор «Недра» посвящён добывающей промышленности: здесь размещена работа Елены Комаровой «Карьер». В секторе «Лица» — целая портретная галерея людей, погружённых в свою работу: импрессионистический портрет малярши «Лена» в исполнении Дарьи Поповой, почти фотореалистичный кузнец у разогретой наковальни — «Архипов» Анны Комович, немного похожая на голландских женщин XVII века «Дама с поросёнком» Владимира Соломатина. Украшением сектора «По морям» стали полотна Артёма Тихонова «Будни на Волге» и «Полдень в порту».
Карьер
100×110, 2021
Комарова Евгения
Лена
100×80, 2021
Попова Дарья
Дама с поросёнком
100×80, 2020
Соломатин Владимир
Войдя в зал фестиваля на втором этаже, гости сразу увидят картину Екатерины Корчагиной «Метростроевцы. Проходческий щит». Такие щиты — колоссальные конструкции для формирования будущих тоннелей метро. Видно, насколько зал подземки огромен по сравнению с фигурками людей. Яркие солнечные прямоугольники ложатся на металл, а в прорезях между балками виднеется ослепительно-синее небо.

Такое же сильное впечатление от металла и ярких солнечных лучей передают «К звёздам» Елизаветы Нетребы и Руслана Саржанова и триптих «Стальное золото» Светланы Палион.

«Время прогресса» Елены Кротовой вписано в символический круглый циферблат и оформлено в духе средневекового часослова, где вместо времён года следуют друг за другом ключевые моменты эволюции российского сельского хозяйства. С круглой композицией, вписанной в квадрат холста, экспериментируют и Ольга Давыдова («В колесе Белаза») и Татьяна Соцкова («Платон Иваныч»).
Триптих — Стальное «золото»
100×240, 2021
Палион Светлана
«Время прогресса»
120×120, 2021
Кротова Елена
Отдельная ценность фестиваля — собрание графики. Цикл «Механика роста» Марии Головкиной получил самую высокую оценку и признание жюри. Острые динамичные линии, цвета «красное на чёрном», полноценная жизнь отточенного механизма во времени и пространстве.

Столько же воздуха и динамики в ином цветовом решении в работах Светланы Ефимовой. Она мастерски использует все возможности простой чёрной линии, а крафтовая бумага под её руками становится туманным небом («После трудового дня») или асфальтом («Вторая смена»), обретает оттенки и воздушную перспективу.
После трудового дня
60×100, 2021
Ефимова Светлана
Серия «Механика роста» (N1)
72×102, 2021
Головкина Мария
Русское искусство ещё в XIX веке сразу стало социальным. У нас не было фаланстеров, где любители прохаживались и разглядывали полотна с изображением «прекрасных дам». Ведущие художественные течения были сразу посвящены производству, труду, зачастую труду мучительному. Такие произведения выбирали ведущие отечественные меценаты и коллекционеры, начиная с Третьякова. Пример из новейшего времени — работы из коллекции завода Россельмаш: эти произведения должны находиться не просто в выставочных залах. Они должны быть в заводских цехах, на стенах офисов заводов, — в своей проводящей и организующей среде.
Гавриляченко С.А., член жюри, художник и педагог
Говоря о производственном труде, мы чаще всего называем его «невидимым». Одна из работ тоже носит такое название — это картина «Невидимый труд» Натальи Шаровой, с которой на нас смотрит мозаичный иконный лик, а сам мастер-мозаичист отвёрнут от зрителя, практически анонимен.

Трактовка изображённого труда как «невидимого», требующего знакомства с ним — это взгляд извне, «взгляд заказчика». Не универсальный, не исчерпывающий. Сами работники производств тоже могут называть свой труд невидимым, но для этого им нужно отождествиться с нами — внешними наблюдателями. Либо самим вспомнить себя в роли принимающей стороны или зрителя. В то же время творческое отображение трудового процесса — неотъемлемый сюжет эпических произведений. Эта многоплановость отношения к производственному труду воплощена фестивалем «Время, вперёд!» как нельзя лучше.

Художник Людмила Курилович, автор работы «Всегда быть в маске — судьба моя», до начала занятий живописью преподавала математику в школе. Войти в число победителей фестиваля стало для неё личным шагом в неизведанное. На картине Курилович — сварщики в жёлтых робах и тяжёлых масках — несравнимо тяжелее тканевых. «А эти люди работают в цеху в масках изо дня в день, месяцами и годами».

Екатерина Вахрушева победила с полотном «Ноты Вольта». В интервью она рассказала, что такие вещи не пишутся с натуры. Они вдохновляются натурой, а затем впечатления из реальности компонуются так, чтобы лучше донести сложившуюся идею. «Мы называем это позитивным искусством, тогда как человек в процессе работы испытывает и напряжение, и усталость. Позитив мы испытываем уже при виде того большего, чем мы сами, ради чего мы работаем».
Всегда быть в маске — судьба моя
100×80, 2021
Курилович Людмила
Невидимый труд
100×120, 2019
Шарова Наталья
«Ноты Вольта»
52×150, 2021
Вахрушева Екатерина
В лектории галереи искусствовед Наиля Рустаева прочитала лекцию «Положительный герой или портрет советского рабочего», после которой из зала прозвучал вопрос — «Могут ли современные виды цифрового искусства обесценивать традиционную живопись?» Вместе с Наилей Рустаевой редакция «Культурь!» склоняется к ответу «Нет». Из многих обоснований предлагаем вам такое: акт творения в традиционных материалах негласно транслирует, что данный сюжет настолько захватил творца, что творец готов быть иррациональным. «Истратить краски», «испачкаться», стоять за мольбертом, мять глину и гипс. Совершенно иррациональное поведение для прекрасного нового цифрового мира.

Зритель не подсчитывает количество тюбиков кадмия и краплака, кубы глины и часы работы. Но в современном человеке всё равно очень глубока память о первых ремёслах, о делании руками. И этот негласный авторский месседж «сделано руками» всё ещё способен нас удивить.
Ольга Батыршина
Внештатный автор