«‎Искусство быть»:
как роботы и черный куб помогают людям
Современное искусство — возможно самое лояльное и толерантное направление, в котором выразить себя может каждый и как автор, и как зритель. Проект «Искусство быть» призван в комфортной, доступной, принимающей среде объединить и дать варианты взаимодействия между собой и с арт-объектами людям с разными особенностями. Именно здесь начинается магия: воплощая свои переживания и стремления в искусстве, их авторы не только получают возможность рассказать о себе, но и помогают зрителям справляться с собственными проблемами и страхами, а зрители погружаются в дружелюбный, понятный мир, дающий возможность чувствовать себя самостоятельным и совершенствоваться, приобщаясь к чему-то новому.
Справка

Фонд «Гольфстрим» существует с 2011 года. Одна из его задач — содействие социализации и интеграции в социум детей и взрослых с особенностями развития и знакомство общества с их жизнью и потребностями. Для этого и был создан масштабный выставочный проект «Искусство быть», который является ярким тому доказательством. В 2020-2021 гг. выставки проекта пройдут в трех городах: Выксе, Краснодаре и Москве. Перед началом нового сезона мы поговорили с Президентом БФ «Гольфстрим» Мариной Зубовой о том, как инклюзивные проекты меняют мир вокруг нас.
— Расскажите про фонд «Гольфстрим» и как в его рамках появился проект «Искусство быть»?

Первое время мы работали как фонд адресной помощи тяжелобольным людям, но со временем стало ясно: нужно новое направление, недостаточно медицинской помощи, необходимо помогать людям с особенностями развития социализироваться и бесконфликтно интегрироваться в общество, но при этом общество должно быть готово их принять как ценных, самостоятельных и безусловно нужных. Это и дало старт развитию инклюзивных проектов.

«Искусство быть» стал для нас одним из самых первых масштабных проектов. К нам обратились специалисты Государственного центра современного искусства в Москве, сейчас это филиал Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Они попросили провести образовательные мероприятия для сотрудников: проинструктировать их по вопросу инклюзии и посмотреть помещения с точки зрения доступности. Это стало стартом для продолжительного сотрудничества по развитию инклюзивного направления в этом музее.

Этот проект был с изюминкой — мы не просто сделали инклюзивную выставку, а именно инклюзивную выставку объектов современного искусства, которые несут реабилитирующий характер. Такого ещё нигде не было. Она была доступной и помогающей не только посетителям с особенностями развития, но и нормотипичным людям. Потому что у всех есть какие-то особенности, проблемы, непонимание окружающего мира, искусства и всего остального, а формат выставки делает её более доступной, понятной, интересной.
— Вы говорили про образовательные мероприятия для музейных сотрудников. А какие особенности подразумевает работа на инклюзивной выставке?

Семинары вели профессиональные психологи, и в рамках обучения сотрудники музея на себе могли почувствовать ощущения людей с особенностями развития в разных ситуациях, в том числе и в музейном пространстве. Необходимо было встать на место этого человека и попытаться определить «А как я буду воспринимать, передвигаться, думать, как я буду ощущать и каким в итоге я запомню музей и арт-объекты выставки». Ну и конечно была общая информация о разных нозологиях, с какими ограничениями они сталкиваются в окружающей действительности, что нужно сделать, чтобы их включить в коммуникацию, в выставочный процесс, и они в нем чувствовали себя самостоятельными и успешными. Что сотрудники могут сделать на месте, чтобы этот человек мог зайти и получить новый опыт и яркое впечатление от выставки.
— Как относятся к инклюзивным проектам в тех городах, где вы открываете выставки?

Инклюзивные проекты сейчас входят в моду и это хорошо. Но наш проект немного отличается от других: мы всегда работаем с сообществами на местах. То есть не просто открываем выставку, а делаем обширную параллельную программу, привлекаем различные слои общества. До этого мы работали на двух площадках в Москве и в Нижнем Новгороде. В больших городах, где инклюзивная культура уже постепенно входит в обычную повседневную жизнь, люди с особенностями развития привычны и на улицах, и в музеях. Выставку хорошо принимают, она не остается незамеченной. В небольших — как Выкса — подобных выставок не было еще ни разу. Мы при подготовке стараемся учесть особенности региона и интересы его жителей. Но пока рано говорить о результатах, успехах и неудачах, т.к. выставка там только открывается... чуть позже посмотрим, что у нас получится и какие получим отзывы... Но даже критические отзывы жителей нас не пугают, они хороши и играют важную роль, т.к. дают возможность развиваться и совершенствоваться...

На наших выставках все предметы искусства можно трогать, их можно слышать, с ними можно взаимодействовать. Это встречается достаточно редко. Обычно: не подходите, не трогайте, вот вам, пожалуйста, смотрите, а кураторы все расскажут. В нашем случае интерактивность объектов позволяет каждому посетителю приобщиться и пообщаться...придумать собственную историю для каждого из объектов и с его помощью начать коммуницировать с людьми вокруг.
— Современное искусство, наверное, более демократично в этом плане?

— Современное искусство отражает нашу повседневную действительность. Оно кому-то может быть и чуждо, а кому-то наоборот очень близко, потому что это происходит и творится сейчас.
— Расскажите про работы художников, которые будут представлены в рамках проекта «Искусство быть».

Наши объекты современного искусства представлены в разных форматах — это могут быть и инсталляции, и видеосюжеты, и звуковые произведения. Важную роль играют перформансы. Художники вовлекают людей в реализацию своих проектов: жители региона делятся собственными наблюдениями и жизненным опытом, читают стихи, поют и танцуют. Участниками становятся все, кто приходит на перформанс, и с ними происходят различные метаморфозы: повышается эмпатия и толерантность — такой вот реабилитирующий эффект. Над параллельной программой, которая у нас запланирована в рамках выставок, трудятся и наши сотрудники, и сотрудники Государственного Центра современного искусства, — она тоже меняет сознание людей и их отношение к окружающим, приоткрывает занавес вокруг принимающего общества: проясняя ситуации, но не навязывая мнения, тем самым расширяя границы инклюзивного пространства.

Если говорить про экспонаты, которые у нас выставляются, то лично мне больше всего запомнился объект Маркуса Мартиновича «Я здесь, я с тобой». Он был у нас ещё на самой первой выставке и сейчас продолжает свое путешествие. Если знать историю этого объекта, понимаешь, что в этой белой комнате в некотором смысле мир Маркуса. У него расстройства аутистического спектра, но это не мешает ему творить, самовыражаться, общаться с окружающим миром через арт-объекты. Он «живёт» в этой комнате, и мама, его основной поддерживающий фактор, постоянно с ним, как-то успокаивает и стабилизирует его психологическое состояние. Это очень хорошая прочувствованная работа. Она красива даже с эстетической точки зрения — мне этот объект очень близок.
В Выксе мы постарались привлечь художников и мастеров местного сообщества. Например, есть такой интересный проект «Я и другие я» Владимира Селезнева. Он о том, что внешние различия людей на самом деле определяют их равенство — человек рождается с определённой внешностью и ничего с этим сделать уже не может. И этот момент создаёт наши равные права — права всех людей. Будет несколько инсталляций, на которых посетители смогут собрать человеческие лица: приклеивать глаза, нос, рот, формировать то лицо и ту личность, которая им нравится и которая им близка. И таким образом прийти к пониманию, что все люди разные, но при этом они все очень похожи и в чем-то абсолютно одинаковые.

Ещё мы запланировали серию экскурсий в Выксе, и жители города сами станут экскурсоводами. Причём это будут совершенно разные жители, в том числе и люди с инвалидностью, с которыми проведётся определённая предварительная работа. Они поделятся личными впечатлениями, расскажут про какие-то моменты или уголки города, которые связаны с их личной историей. Так они смогут показать город через призму своих ощущений, а другие люди смогут взглянуть на него с нового ракурса.
Часть работ с прошлых выставок была передана реабилитационным центрам — можете рассказать, что это были за работы?

Да, например: арт-объект «Медиа-друзья» — электронные передвигающиеся роботы, с которыми можно было «общаться», т.к. они реагируют на звук или прикосновение и умеют «отвечать». Людям с аутичным спектром сложно общаться с другими людьми. А тут вроде как не человек, но он с тобой общается, реагирует на тебя. Создаётся безопасная среда, в которой можно делать первые шаги к коммуникации. Этот объект был передан в московский детский инклюзивный центр «Вместе весело шагать», где дети с особенностями развития учатся общаться с помощью современного искусства.

У нас сейчас закончилась выставка во Владикавказе, и в местный реабилитационный центр для детей-инвалидов «Феникс» переданы работы Ростана Тавасиев. Это такие чёрные кубы с пространством внутри — человек, погружая в него руку, не видит, что там. А каждый куб имеет свои «лабиринты и переходы», это обостряет все чувства и сенсорные ощущения. Естественно, такое чёрное неизвестное пространство психологически влияет на человека, развивает его фантазию . Надеемся, что это будет приносить пользу детям РЦ.
А что вас вдохновляет на всю эту деятельность?

Вдохновляют нас результаты. Когда открылась выставка в Москве, в Государственном центре современного искусства у них просто с огромной скоростью возросла посещаемость, и мы поняли, что людям это интересно. Люди получают от этого положительные эмоции и новый опыт, они заинтересованы, им это полезно. Нас часто благодарят родители детей с инвалидностью, говорят, что мы очень важны в их жизни и без нас им было бы тяжело. И это в первую очередь стимулирует нас двигаться дальше, делать что-то новое, делать что-то полезное. Это основной мотиватор в нашей жизни и в нашей работе.
Анастасия Красовская
Специалист библиотеки №80