Анна Ибрагимова
Забота через искусство: как художники помогают зрителям
Инклюзивный проект «Искусство быть» перемещается в жаркий Краснодар. Кажется, патриархальный южный город и современное искусство сочетаются на редкость плохо. Чтобы опровергнуть этот стереотип, восемь лет назад молодые краснодарские художники основали центр современного искусства «Типография». Сейчас это важное городское пространство со своим уникальным стилем.
Елена Ищенко, кураторка выставочных программ (фото: Денис Яковлев)
«Типография» станет уже третьим домом для проекта «Искусство быть», детища Государственного центра современного искусства и благотворительного фонда помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим». Мы уже рассказывали о подготовке выставок в Москве и Выксе. С 7 ноября к цепочке присоединяется Краснодар, где для всех открывается «Пространство заботы».

Кураторка выставочных программ Елена Ищенко рассказала нам, как идти против стереотипов, зачем нужны инклюзивные проекты и можно ли создать пространство заботы, в котором комфортно будет каждому.
Как бы вы описали «Типографию» человеку, который никогда о вас не слышал?

«Типография» — это центр современного искусства в Краснодаре. Он был открыт в 2012 году группировкой ЗИП: художниками, которые живут и работают в Краснодаре. Таким образом они хотели развивать культурную и интеллектуальную среду в городе. Наш центр — открытое, доступное публичное пространство, где каждый может найти что-то интересное, потому что мы не только про современное искусство. Мы всегда делаем к выставкам большую публичную программу, лекции, экскурсии, мастер-классы для людей разных возрастов. У нас проходят кинопоказы и есть библиотека. В общем, мы пытаемся поднимать темы, которые в Краснодаре, наверное, никто больше не поднимает, стараемся развивать повестку города.
Фото: Михаил Чекалов
Сложно было начинать?

Я в «Типографии» не с самого начала, а с 2017 года, поэтому пришла уже на достаточно разработанную территорию. Мне кажется, что привлекать людей к современному искусству в России в целом сложно. Часто его воспринимают либо как треш, либо как что-то развлекательное, но это не совсем верно.Центр современного искусства или музей — это место, куда люди приходят скорее работать, а не только получить чисто эстетическое удовольствие. Но эта работа может быть очень интересной, потому что современное искусство затрагивает темы, которые касаются каждого из нас.
В этом году у вас случилось большое событие — переезд Типографии. Что в вашу жизнь принесло новое пространство?

Мы переехали на новое место в августе прошлого года, а открылись в феврале этого после ремонта. Много всего принесло. Переезд для нас был очень сложным решением, потому что на прошлом месте нам в два раза подняли арендную плату. Мы стояли перед выбором: оставаться там или искать новое пространство. И мы решили переехать. Нынешнее пространство дальше от центра, но это именно то, что нам нужно. Большой выставочный зал, высокие потолки, всего три ступеньки. Все остальное — это плоскость, которую нам удалось выровнять еще сильнее. Для нас самое важное, чтобы пространство было доступным, понятным и подходящим под наши события.
Фото: Михаил Чекалов
Знаем, что у вас был прекрасный четвероногий сотрудник. Как вышло, что он присоединился к коллективу? Очень сожалением о его потере. Думаете еще привлекать животный десант?

Это была странная история. Рядом с прошлой «Типографией» стояла коробка с двумя котятами, и девушка, которая на тот момент работала администраторкой принесла эту коробку. Оказалось, что котята уже заразились кошачьей чумкой. Один котенок умер почти сразу, а вот рыжего Пикселя удалось вылечить. Поскольку его лечили силами всех сотрудников центра, то он остался в нем жить. Пиксель был с нами 5 лет. Но переезд дался ему не просто, потому что новое пространство очень большое. Оно смежно с территорией бывшего завода ЗИП, и как у многих бывших заводских территорий, там очень много собак. Пиксель, можно сказать, всегда был домашним котом, никогда не ходил на улицу, а здесь начал выбегать. Запереть его в одном месте мы не могли, «Типография» же публичное пространство. В какой-то момент он выскочил на улицу, и его задушили собаки.

Сейчас мы не готовы к новому коту. Пиксель ведь не то чтобы появился специально. Мы не хотели завести кота, чтобы привлекать внимание. В этом пространстве нам будет сложно держать такую отвественность за кота, поэтому мы стараемся подкармливать кошек вокруг и искать им хозяев.
Что такое «Лига нежных»?

Это проект, который мы придумали в 2018 году вместе с кураторкой Марией Сарычевой, которая сейчас занимается в Третьяковской галерее инклюзивными программами. Это гибкая воображаемая организация, которая собирается примерно раз в год на события, которые мы называем съездами, где мы разговариваем на разные темы. Отправной точкой для дискуссии стала инвалидность и восприятие инвалидности на постсоветском пространстве. Часто проекты, которые появляются в сфере современного искусства ограничиваются только вопросами доступности. Например, если у нас есть какой-то объект, значит, должна быть экспликация на русском жестовом языке. Если есть деньги, то сделаем тактильную копию этого объекта. На этом все. Но разве это называется доступностью? Поскольку «Лига нежных» начиналась в «Типографии» 2018 года, которая тогда находилась на 3 этаже и у которой не было огромных бюджетов для таких проектов, мы с Машей начали думать, как в этой ситуации говорить об инвалидности и делать что-то для людей с инвалидностью. Этот разговор привел нас к более широким темам. Для начала — искусство как образ, который и нужно уметь передать. Большую работу в этом направлении сделали Ярослав Алёшин и Анна Ильченко в проекте «Общее целое», который прошел в музее Сидура в Москве и во многом развивал философию Эвальда Ильенкова о том, что образ формируется очень разными способами.А вторая тема, которую мы до сих пор разбираем — это тема заботы, благодаря которой мы немного расширили наше понимание инвалидности. Внутри этой темы мы мыслим инвалидность в ряду других особенностей. Мы задаемся вопросом, как возможна какая-то коллективность, внутри которой тебя будут принимать, внутри которой ты можешь проявлять себя как ты хочешь и которая при этом будет давать поддержку? И какой может быть эта поддержка? Это проект направленный не на доступность, а на исследовательское говорение и проговаривание. И через это — поиск ответов на эти вопросы.
В ноябре у вас начинается выставка «Искусство быть» под заголовком «Пространство заботы». Почему вы решили быть участником этого проекта?

Мы давно дружим с авторами этого проекта. Когда Лариса Гринберг (прим. ред. куратор выставки в Краснодаре, искусствовед, специалист отдела стратегических проектов ГЦСИ, ГМИИ им. А.С. Пушкина) предложила «Типографии» принять эту выставку у себя, я очень обрадовалась, потому что для нас это важная тема и возможность сделать инклюзивный проект, доступный для совершенно разной аудитории. Это также возможность сделать проект понятным, потому что «Лига нежных» — она скорее про исследование темы, и разговор проходит внутри сообщества, которое мы выбираем. Многие события «Лиги нежных» не видны широкой аудитории. А здесь мы получили возможность сделать разговор об инклюзии видимым для более широкой аудитории.
Фото: Юлия Шафаростова
Почему главной темой стала забота?

Тема связана с «Лигой нежных». Нам важно социологическое понимание инвалидности. Не медицинский подход, воспринимающий инвалидность как болезнь, которую нужно лечить, а социальный, где мы пытаемся создать пространство, в котором всем будет комфортно. Это пространство заботы о людях. Нам было важно дать именно эту тему для художников, которые участвовали в open-call.
Фото: Юлия Шафаростова
Что было самым важным при отборе участников? И что в итоге увидят зрители?

Мы хотели, чтобы художники представили свою работу не как развлечение, которое можно потрогать, понюхать, послушать, а по-настоящему задумались, как может быть реализована забота. Мне также было важно, чтобы работы взаимодействовали с локальным контекстом. Есть несколько работ краснодарских художников. Многое было создано специально для выставки в «Типографии». Например, фильм и телесная практика «Тактики в/месте» Юлии Быленок и Надежды Ишкиняевой, художниц из Санкт-Петербурга. Это фильм о практике реабилитационного проживания в пространстве, которое приближено к условной нормальной жизни. То есть в квартирах, а не психоневрологических диспансерах. Фильм снимался в тренировочной квартире благотворительной организации «Открытая среда», которая работает с людьми с аутизмом. Благодаря этой работе, мы познакомились с волонтеркой фонда Даяной. Она стала героиней другого проекта, аудио-визуальной инсталляции Юлии Абзалтдиновой «Показать то, что нельзя увидеть». Юлия делает портреты и интервью с незрячими и слабовидящими.У нас очень большая публичная программа для выставки «Искусство быть». 15 ноября будет перфоманс «Хор исполнения желаний». Еще мы планируем множество экскурсий для людей с разными формами инвалидности, в том числе из других городов.
Фото: Юлия Шафаростова
Что вам нравится в сотрудничестве с инклюзивными проектами?

Мы сотрудничаем с очень многими благотворительными организациями и вообще стараемся по мере наших возможностей развивать это направление. Генеральным партнером выставки в Краснодаре стала компания «Ростелеком». Мы вместе с ними, «Открытой средой» и организацией «Добрый Юг» делаем совместный проект «Лаборатория вместе». Он включает множество разных инклюзивных событий: это мастер-классы, воркшопы, лаборатории современного искусства. В августе мы делали лабораторию для подростком с аутизмом, и это было невероятно.

Мы хотим воспользоваться этой выставкой для развития и расширения связей. Мы будем очень рады, если это интервью прочтут сотрудники и сотрудницы других благотворительных организаций, которые работают здесь, на юге. Мы обязательно организуем вам экскурсию! Кроме того, у нас есть возможность привезти людей из других южных городов. Если вы читаете это интервью, пожалуйста, пишите нам!
Фото: Юлия Шафаростова
Пришлось ли для выставки переоборудовать пространство и дополнительно обучать сотрудников?

Да, и это очень большой плюс! Мы добавили кнопку вызова на улице, добавим этикетки на Брайле. Что касается сотрудников, то мы уже проводили несколько мастер-классов по работе с людьми с разными формами инвалидности, для них это не в новинку. Но то, что сейчас они смогут углубить свои знания — это очень важно. Перед выставкой у нас будет проходить школа медиаторов, в которой также примут участие наши сотрудники и администраторы. Мы уже объявили open-call на участие в этой школе и очень надеемся, что это поможет находить язык не только с людьми с инвалидностью, но вообще с самыми-самыми разными людьми, которые к нам придут.
Фото: Юлия Шафаростова
Современное искусство часто отталкивает и пугает людей. Не боитесь, что такая сложная тема как инклюзивность из-за этого будет недостаточно освещена?

Здесь важно не инструментализировать современное искусство. Оно не является средством распространения знания об инвалидности. Конечно здорово, что оно об этом говорит, но нужно понимать, что у искусства другие задачи,хотя они также расположены в социальном поле, и современное искусство задает важные вопросы. Но говорить о том, что только благодаря ему население должно узнавать про инвалидность и доступность — неверно. В нашей стране распространением этих знаний занимаются благотворительные организации, в некоторых областях они единственные работают с людьми с инвалидностью, делают что-то важное. Классно, что современное искусство тоже об этом говорит. И конечно, художники всегда должны иметь в виду людей с инвалидностью как своих зрителей.
Фото: Юлия Шафаростова
Меняется ли у краснодарцев отношение к современному искусству?

Я думаю, что меняется. Во многом наш переезд тоже был с этим связан. Прошлое пространство посетителям казалось закрытым, а в новом сразу видно, что здесь будет комфортно. Когда мы обсуждали ремонт, много говорили о том, что само пространство должно быть дружелюбным, и тогда в нем мы сможем говорить о чем угодно и поднимать какие угодно сложные вопросы. Если ты приходишь и тебе улыбаются, значит, тебе здесь рады. Значит, выставка, которую ты увидишь, не будет для тебя слишком сложной. Нужно начинать с культуры общения, с принятия всех, кто сюда приходит, с создания комфортного пространства. Благодаря этому мы сделаем искусство более интересным для публики.
Фото: Юлия Шафаростова
Вы работали в музее современного искусства «Гараж», но решили уехать в Краснодар и работать с современным искусством здесь. Почему?

Это во многом было стечением обстоятельств. Я должна была переехать в Берлин, но случилась любовь, и я уехала в Краснодар. Уже переехав сюда, я поняла, что «Типография» мне интересна, и группировка ЗИП позвала меня работать. Я согласилась с радостью — но не без страха, потому что это очень ответственно. Приезжая в Москву, я понимала, как много там других проектов, бюджетов, пространств, и если продолжать там что-то делать, это может просто утонуть. У меня было такое ощущение, когда я делала проект вместе со своей подругой и коллегой Тоней Трубицыной «Между усталостью» в Екатеринбурге. Чтобы создать что-то в Москве, нужно приложить несоизмеримо больше сил, чем в других городах.
Фото: Юлия Шафаростова
Полюбился ли вам за это время Краснодар?

У меня до сих пор с ним очень сложные отношения. Это классный город, который, к сожалению, воспринимается слишком консервативным из-за повестки, которую транслирует различные правительственные структуры. Краснодар лучше и интереснее, чем может показаться
Что вы больше всего любите в своей работе?

Когда я вижу имена художников, которых приглашают участвовать в выставках, которые получают гранты, и понимаю, что помогла сделать им портфолио или какой-то проект, то мне, конечно, безумно приятно. Это то, ради чего я работаю.