И Толкин такой молодой
Всеволод Федотов
В честь 129-летия Толкина хочется вспомнить единственный байопик, рассказывающий про его ранние годы: сиротство в 12 лет, учёба в школе короля Эдварда и Оксфорде, полусекретный «Чайный клуб» созданный вместе с друзьями и Первая мировая война, которая красной нитью проходит через весь фильм. Наследники писателя были против этого проекта, но они всегда так (мы привыкли). Знаменитая трилогия «Властелин колец» Питера Джексона не исключение.
Однако если Питеру Джексону некоторое сопротивление со стороны правообладателей не помешало получить складный и понятный сюжет, в байопике без участия наследников писателя обойтись оказалось невозможно. Кристофер Толкин воспротивился фильму о жизни отца, и это отразилось на всем: от сюжетных поворотов до странных вкраплений отсылок к будущим книгам. Впрочем, есть и удачные моменты.

«Любовь, кураж и братство»
Слоган фильма: «Любовь, кураж и братство». Авторы хотели показать Толкина влюблённым, весёлым, храбрым парнем, хорошим другом, гуманистом и талантливым человеком. Во многом это получилось, но мы не видим главного: Толкина писателя, сказочника. В картине нет мощного связующего звена, единого повествования.
Симпатичная хоть и устаревшая картинка, приятный актёрский состав, но фабула высосана из пальца. Кое-где мелькают намеки на фантастических существ, чей образ сложился позднее благодаря пережитому писателем опыту. Но приём с драконами в огне из огнемёта, например, вызывает недоумение. Причина снова в разногласиях с наследниками: использовать большую часть толкиновского бестиария авторы фильма не имели права. А жаль, потому что трейлер обещал как раз показать события книг через призму реального мира. Увы, их в этом фильме хватило только на две минуты рекламного ролика.
Часть эпизодов выдумана, хотя эти добавления необязательны. Однако, они меняют акценты и добавляют эффектных сцен. Например, на войне Толкин встречается с адьютантом по имени Сэм, который буквально выносит его на себе из-под пуль. Эта легенда очень популярна в среде поклонников Профессора, а создатели фильма сделали ее практически каноном. Красиво же, да?
Но наиболее важно, что в этом байопике нет толкиновской атмосферы. У Джексона больше самого Толкина, чем в биографическом фильме о нём. Есть намёки на будущие произведения: что он придумал искусственный язык, пока учился в Оксфорде, а в конце нам показывают, как он начинает работу над своим легендариумом, но увы, этого мало. Кино про Сэлинджера «За пропастью во ржи» с тем же Николасом Холтом в главной роли вышло более крепким.

Всеволод Федотов
Специалист библиотеки №81