ВСЕВОЛОД ФЕДОТОВ
Мой сосед Миядзаки
15 июня этого года японской анимационной студии Ghibli исполнилось 35 лет. Необычное название, под которым ее знают во всем мире, придумал Хаяо Миядзаки, один из её основателей и режиссер. Он увлекался самолетами, интерес к которым перенял от отца. И студию назвал соответственно: в честь итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli.
Ghibli создавалась только для производства высококачественных полнометражных фильмов, что в условиях острой конкуренции на рынке Японии рискованно: если проект провалится, фирма сразу обанкротится. Чтобы свести риск к минимуму, служащих нанимали на неполную ставку. Фраза «Вдохнем свежее дыхание в мир японской анимации!» стала девизом студии.
Хаяо Миядзаки - уникальный режиссёр. Не только потому, что принёс мировую славу японской анимации и установил высочайшую планку для семейных мультфильмов. На примере трех картин мастера (из моего личного топа) разберемся, благодаря чему студия Ghibli обрела заслуженную популярность.
МОЙ СОСЕД ТОТОРО (1988)

Самый знаменитый герой Миядзаки — это Тоторо, милый лесной зверь, который стал талисманом студии Ghibli. Это идеальная картина для детей и про детей. Две маленькие девочки переезжают в бабушкин дом. В лесу неподалеку живет огромный Тоторо — хранитель природы.

Удивительное для современной анимации обстоятельство: у Миядзаки в мультфильме нет злодеев или тех, кто бы ими казался. «Мой сосед Тоторо» легко обходится без конфликта и не теряет увлекательность.

А ещё там есть котобус!


«ПРИНЦЕССА МОНОНОКЕ» (1997)

В «Принцессе Мононоке» самое яркое воплощение получило деликатное отношение Миядзаки к природе и всему естественному. Конфликт во многом строится вокруг того, что человек использует природные богатства для наживы или уничтожает их. Здесь природа тоже получает материальное воплощение в виде духов леса.

Действие происходит в Японии XIV века. Это экологическая притча была популярна на родине мастера, и уступила лидерство в бокс-офисе 1997 года только «Титанику». Детской «Принцессу Мононоке» не назовешь: тут достаточно сцен жестокости, которые и взрослых пугают. Но это, наверное, самый японский по духу фильм Миядзаки.

Миядзаки, как и любой художник, всегда очень трепетно и ревностно относится к своим творениям, никогда не идет на компромиссы со студиями и продюсерами, отстаивая неприкосновенность режиссерского замысла. Методы борьбы у него под стать метафорам из фильмов студии — чтобы выразить свое несогласие с попытками сократить американскую версию «Принцессы Мононоке», Миядзаки прислал Disney меч с надписью «не резать».


ВЕТЕР КРЕПЧАЕТ (2013)

Наиболее реалистичный фильм Миядзаки. Сюжет во многом основан на детских воспоминаниях режиссера, отец которого был директором завода, производившего в годы войны истребители «Зеро».

Близорукий мальчик, мечтающий о небе, становится авиаконструктором и создает лучший истребитель, на котором тысячи его ровесников отправились на смерть сами и принесли смерть многим тысячам людей в самых разных странах.


Даже этих трех примеров достаточно, чтобы убедиться: студия Ghibli создали свою уникальную вселенную с красочной образной системой. Хаяо Миядзаки со товарищи — истинные поэты мультипликации.
Кстати, при студии создан ориентированный на детей парк-музей Гибли.