Хэлло, наши маленькие любители поэзии (нет), в эфире дебютный обзор от редакции на тему, которая была и остается острой и сейчас — поэтические проекты.
И если с оффлайном все более-менее понятно: туго, со скрипом, но как-то оно работало, то в связи с сегодняшней ситуацией в этой сфере разверзлась Бездна. Шаг в сторону, шаг назад: вальсируем в сторону ада в ритме трехстопного хорея.
Наш высокомерный лонгрид будет посвящен обзору действующих поэтических онлайн-проектов. Давайте разберемся, как поэзия шагнула и не вляпалась в онлайн, пойдет ли ей это на пользу, а главное - зачем?
Ни для кого не секрет, что с поэтической индустрией в целом в России всенародная беда: на 50 поэтов-любителей приходится чуть больше одного талантливого. С проектами ситуация та же, однако, самые удачные аккумулируют в себе наибольшее количество крутых ребят. Если, конечно, организаторами являются опытные менеджеры, а не безыскусные пиарщики, которые наивно видят незанятую нишу и как студенты с курсачом пытаются скомпилировать "успешный кейс" без качественного выхлопа.

Горячая точка:
что происходит в поэзии онлайн
Поэзия давно живет в интернет-пространстве, и covid-каникулы создали идеальные условия для её легитимного расцвета в самых разных воплощениях: все, кому было лень записывать и выкладывать свои стихи - встрепенулись, а те, кто устоял в этих волнах, раскрыли в себе креативные недра, поминутно повторяя небезызвестное стихотворение Бродского, как молитву.
Начнем с хорошего. Среди многочисленных карантинных флэшмобов с участием знаменитостей, в медиаполе одними из первых довольно уверенно ворвались ребята из ПолитехаLIVE (Политехнический музей) и сразу пошли на рекорд: 12 часовой поэтический эфир с ведущими поэтами и исполнителями страны.
Довольно удачный пример взаимодействия поэзии, бизнеса и рекламы: когда содержание мероприятия не так важно, а важен сам факт его проведения.
Не может не радовать формат проведения: участники действуют непосредственно в прямом эфире. Тот самый случай, когда совсем не про искусство, но и придраться не к чему — это просто красивая история про поэзию и ее воплощение на просторах отечественного масс-медиа.
И пусть удача всегда будет на вашей стороне
Сама трансляция проходит в VK. Все просто: есть ведущие и есть поэты. После Москвы в ссылку отправились и другие города - проект приобрел статус франшизы и появились онлайн-квартирники разной степени качества, географический охват которых простирается от Петербурга до Норильска. Московские эфиры пока не успели опустить планку и стабильно набирают десятки тысяч просмотров. Эксперимента ради, ССЫЛКА начала творить и поэтические перформансы в прямом эфире. Яркий пример эволюционирования жанра полу-свободного микрофона в драматургически продуманный постмодерн. Кейс довольно живой и удачный, в отличии от смонтированных "прямых эфиров" с хипстерским нытьем и псевдо-экзистенциальными замашками.
Первопроходцами в продвижении молодой и авторской поэзии стала команда библиотекарей Востока Москвы. Каждую неделю онлайн-квартирник ССЫЛКА на платформе Whereby, ставшей популярной после создания на ее базе международного онлайн-бара, собирает около дюжины поэтов со всей России и многотысячные просмотры.

Кто-то решил не париться и следовать главному правилу креатива: лучшая идея — та, которую кто-то уже придумал. Поэтический онлайн-квартирник "Не выходи из комнаты" перенял формат ССЫЛКИ, взял тех же поэтов (хотя выбор-то невелик, что уж там) и избитую пророческую строчку Иосифа Александровича, смешал эти нехитрые ингредиенты с убогой платформой и каламбуром с колбасой в стихах и получил пилотный эфир с минимальным количеством просмотров. Упс.
Если вы дошли до этой строчки, вы молодцы: уже треть одолели.
Скорее всего, хотел бы чего-то более достойного и святой редактор Живых поэтов, который каждое воскресенье мужественно разбирает заявки в "ЖЫ" в прямом эфире. Во-первых, респект Павлу за терпение, а во-вторых, проекту за раскрытие тайн отбора. Для тех, кто не в теме: "ЖЫ" - единственный на сегодняшний день коммерчески успешный проект-антология современной поэзии. И ребята решили заняться благотворительностью: теперь любой автор, приславший подборку, может получить свою долю конструктивной критики в прямом эфире в VK-группе проекта. Выпуски полны филологической боли и стихов, "после которых одни люди умирают, а другие в тюрьму садятся". За почти 6 часов эфирного времени, в проект попали всего 2 автора. КПД выпусков явно в минусе, но мы искренне надеемся, что после них кто-то все же перестает жестко графоманить. А это бесценно. Для всего остального есть Стихи.ру.
Или Московский поэтический слэм. Один из немногих интересных оффлайн-проектов с выходом за бугор, успешно перешагнувший в онлайн. Потому что без разницы, где слушать творчество амбициозных "поэтов", которые не умеют пользоваться писательским инструментарием, зато в идеале владеют искусством накрутки. Респект оргам, что следят за этим. Исторически, слэм — инструмент популяризации поэзии, и вот с этим ребята отлично справляются. К тому же, это хороший тренажер для поэтов.
Ненавязчиво, но стабильно действуют SuperСтихи. Продвинутые юзеры поэзии знают проект как шоу на "ТНТ Music" (стихи в телеке - это вам не мелочь по карманам тырить). Каждый вторник ребята в инстаграме читают авторскую поэзию, пока смертные в комментах недоумевают, а можно ли попасть на Парнас. Авангарда в инсте добавляет Центр Вознесенского, чья поэтическая студия делает в сторис covid-чтения чего-то на редкость бессодержательного, но заразительно веселого, щедро приправленного красивыми дизайн-заглушками и масками яйца. Бывает.
«В конце ноября 1995 года в Самаре вышел в свет первый номер вестника современного искусства «Цирк „Олимп"». Современное искусство, попадающее в поле зрения Олимпа, осталось тоже где-то в 95-м году, однако, академические прямые эфиры-лекции, с участием поэтов со всей России, даже можно было бы назвать новым и интересным форматом. В конце концов, не всем по силам прочитать учебник "Поэзия" (и очень зря!), поэтому научную нишу тоже кому-то надо занимать (как и пополнять коллекцию элитных мемов)
Тех, кто дочитал до этого раздела, мы просим сохранять спокойствие и не думать, что происходит святотатство. Мы уважаем и ценим память Победы, поэтому предлагаем вам самостоятельно ознакомиться с многочисленными праздничными онлайн-марафонами со стихами о войне. Нельзя не отметить отсталость и формальность проводимых мероприятий, их зашоренность и использование поэзии в самом ее тривиальном проявлении.
Праздник с сединою на висках
Но мы постарались и нашли кое-что годное. И так живущий в онлайне проект Made Inside замутил проект "Голоса победителей" с авторскими стихами на тему войны и тематическим видео-контентом. Приличный поэтический проект ко Дню Победы — как ты был от нас далёк. Есть подозрение, что в этой теме еще долго будет наложено табу на современный дизайн и много чего еще, поэтому мы в этом абзаце даже пошутить нормально не можем. Так что едем дальше — дышим глубже.
Если вы уже запутались, где сарказм, а где еще нет (да), то пора переходить к самой мякотке обзора. Сочнее только цитаты Кальпиди.
Наташ, мы там все полимеры уронили
Умоляем вас проникнуться одним из первых заголовков статьи из гугла на запрос про поэтические онлайн-проекты: "Любители поэзии проведут «Ночь с Пушкиным» в Железноводске". Что больнее — любители, эскорт нашего всего или Железноводск — мы до конца не поняли, но выяснили, что "16 мая прошел первый региональный поэтический онлайн-батл", где "участники смогли в прямом эфире в социальных сетях блеснуть знанием стихотворений великого русского поэта, и выиграть в качестве приза шарж". Если честно в этой новости прекрасно всё, но наша опергруппа не смогла найти ни одной улики прошедшего праздника :( Если у вас есть пруфы, то выиграть в качестве приза вы сможете примерно ничего, кроме нерукотворного памятника и благодарности от редакции.
Куда идти и что смотреть — выбор за каждым, мы всего лишь делимся своим бесценным мнением. Но поэзия живет и дышит, и это не может не радовать. Желаем нам и вам хороших поэтических онлайн-проектов, ведь все в наших руках ;)
Настасья Явцева
Специалист библиотеки №72