Мария Валетская
«Нужно делать так, чтобы нравилось тебе самому»:
главный редактор петербургского издательства альтернативных комиксов «КомФедерация» Степан Шмытинский о кризисе, работе и книгах
Расскажите об истории издательства: кто был генератором идеи?
В 2017 году Владимир Лопатин и Евгений Яковлев, достаточно известные комиксисты, решили вложить свои финансы и опыт в создание издательства для того, чтобы издавать отечественных художников. Я должен был заниматься иностранными лицензиями. У меня к тому времени уже был опыт в работе с «Черепашками-ниндзя» и некоторыми французскими книжками.

Свою нишу мы нашли достаточно быстро. Получилось, что издательский каталог стал делиться примерно на две половинки: отечественные авторы, авторы с территории СНГ, молодые таланты, и интересные заграничные альтернативные лицензии, за которые все равно бы никто, кроме нас не взялся. Мне на тот момент очень не хватало многих комиксов на русском языке, которые мы впоследствии перевели и издали. Нужно делать так, чтобы нравилось тебе самому. Мы издаем комиксы, которые хотели бы читать и покупать в магазинах сами.

С момента создания издательства прошло уже три года и многое изменилось. Если раньше мы издавали всех, зачастую без разбора, то сейчас стараемся более детально к этому вопросу подходить. Рынок комиксов в России уже немного перенасыщен. Мы уникальны тем, что издаем все то, что нам нравится, насколько бы безумным, странным, грустным, социальным, экспериментальным оно не было.
Как удаётся существовать при такой жесткой конкуренции?
В начале, если возвращаться в 2017–18-е года, конкурентов конкретно в нашей сфере было не так много. Такую отмороженную альтернативу издавали только мы, русских авторов тоже было не сильно много. Приятно думать, что от части благодаря нам разных издательств сейчас такое обилие и конкуренция стала разрастаться. Но работать сложней. Банально, когда управляешь издательством нашего масштаба, параллельно еще работая с издательством Комильфо, начинаешь терять какие-то социальные связи, а когда ты работаешь с молодыми талантами, такое социальное общение, взаимодействие с художниками, авторами очень важно. Конкретно у меня, как у главного редактора, сейчас большая проблема, в том, что я банально не успеваю поддерживать отношения со всеми. Поэтому очень много ребят издаются в каких-то других издательствах. Может быть, они и хотели бы издаться у нас, но не получилось вовремя договориться. Тем не менее, у нас железно раз в два месяца появляется бестселлер.
Как и какие трудности издательство переживает во время пандемии?
В начале пандемии было очень сложно, потому что многие книжные магазины стали закрываться по всей стране и, как вы понимаете, они не смогли открыться после. Особенно это коснулось маленьких магазинов комиксов, поэтому оборот сократился.

Это, конечно, очень грустно и тяжело, но кризис, тем не менее – это пора возможностей. Например, наш домашний магазин в Петербурге «Двадцать восьмой», умудрился перетянуть большую часть трафика из отдаленных городов, в которых исчезли магазины комиксов. И еще бонус: до пандемии план нашего издательства меня ужасал — каждый день надо было издавать по книге. А теперь обстоятельства изменились, и мы уже не можем издавать столько книг — что хорошо, потому что все равно их никто не будет покупать, у людей ведь тоже уменьшилась покупательская способность. Зато теперь мы можем внимательно подходить к каждой книге.

Я, как человек выросший из маленького издательства, считаю, что это хорошо. Потому что каждая книга — это произведение искусства, а не штампованная бумага. Теперь в месяц в моем подразделении выходит 2-3 книги, которые мы идеально выверяем. Нашли хорошего корректора наконец-то, спустя три года (смеется). Так что я вижу в этом все равно только плюсы.
Независимые или альтернативные комиксы — это как?
Поскольку мне частенько приходится рассказывать об этом, например, в плацкарте или на свидании, приведу любимый пример. Есть голливудские фильмы, а есть артхаус. Вот альтернативные комиксы — это артхаус. Например, человеку захотелось нарисовать историю о том, как у него заболело сердце после тяжелого расставания. Он, может, с академической точки зрения и рисует-то не слишком хорошо, но все равно взял, нарисовал, отослал издателю, и его напечатали. То есть в этом плане для альтернативного комикса нет особых рамок. И в нем зачастую гораздо больше смысла, чем в супергероике. Например, замечательный комикс Дарьи Петушок. Называется «Коленки». Он рассказывает истории о неполных семьях, каждая из которых по-своему трогательная. Это очень круто. Очень большое разнообразие тематик у альтернативных комиксов.
Место встречи: где искать комиксистов?
В Петербурге, раньше, до пандемии (смеется), раз в сезон проводился МикроКомикон – это небольшой фестиваль комиксов. Там собиралась талантливая молодежь, у которой была возможность подойти к представителям издательства и сказать: «А вот что я нарисовал, посмотрите, пожалуйста, нравится ли вам?» Вообще нам часто присылают заявки, также мы периодически сами ищем таланты в интернете. Иногда бывает, что я очень долго-долго читаю кого-нибудь в инстаграме, а потом выпиваю пивка и пишу этому человеку: «Эй, а ты никогда не думал рисовать комиксы? А хочешь попробовать? А хочешь мы тебя издадим?» Это что касается отечественных комиксистов. Что касается иностранных, то я езжу на заграничные фестивали, например, международный фестиваль комиксов в Ангулеме, Comic-Con в Сан-Диего, там можно узнать, что интересного издается на Западе.
С чего начать знакомство с комиксами?
Самая лучшая идея - это зайти в магазин комиксов, не просто в отдел где-то в книжном, а в самый настоящий магазин комиксов! И задать этот вопрос продавцу. Продавцы таких магазинов отличаются тем, что они очень любят то, чем занимаются, и хорошо в этом разбираются. Сейчас я буду вам рекламировать конкурентов, потому что у меня есть несколько книжек так называемого «входа». В первую очередь, замечательная автобиографичная книга «Персеполис» Маржан Сатрапи издательства «Бумкнига», которая рассказывает про девочку, которая выросла в Иране, пережила несколько революций и стала художницей, нарисовавшей эти комиксы. Поверьте, вы не сможете оторваться. И потом еще скажете «А есть еще что-то похожее?» Наверняка, вы слышали про фильм «Скотт Пилигрим против всего мира», он снят по мотивам серии комиксов Брайана Ли О'Мэлли «Скотт Пилигрим». Это самая обычная история самого обычного человека. Тоже очень крутая вещь. Недавно в издательстве «Комильфо» переиздали «Орду» Игоря Баранько, и это уже комикс уровня прозы Пелевина. Там всё как надо - антиутопичная Россия будущего, восточная философия, мистика. Одна из любимых моих книг «Daytripper. Мечтатель» Фабио Муна и Габриэля Ба издательства «Азбука». Это очень философская работа о сущности бытия. Конечно, есть и более легкомысленные вещи, есть и более серьезные — на 1000 страниц. Даже среди той же супергероики. Мне кажется, именно с этих книг — или с совета продавца комиксов в магазине — можно начинать знакомство с комиксами.
5 лучших комиксов издательства «КомФедерация»
Один из самых успешных и интересных релизов, который у нас был, это книжка «Дерзкие» Пенелопы Бажьё. Настольная книга адекватного сторонника феминизма. Это не совсем альтернативный комикс, во Франции выходил как вполне себе литературное произведение. История рассказывает о тридцати женщинах, которые шли против правил и меняли мир, меняли правила игры, там есть и про Туве Янссон, и про Маргарет Хэмилтон. Есть у нас еще очень крутая книга Алексея Хромогина, тульского художника, «Первый человек на Земле», про полет Гагарина в космос. В аннотации написано, что автор очень часто слышал, будто когда Юрий Гагарин вернулся из космоса, его спросили: «А вы верите в Бога?» и он ответил: «В космос летал, но Бога не видел». И там вся история построена вокруг предположения: «А что, если видел?». Это очень интересно и круто. Следующий комикс - «Ирвинг и Варвара Варварша» Жени Киямова - это один из наших бестселлеров. Это продолжение комикса про Ирвинга. Новый комикс уже с гораздо более качественным рисунком, осмысленнее, где-то даже остросоциальный, хотя это все равно все тоже безумие. И закроем подборку бестселлером «Голубь Геннадий» украинской художницы Коро.
У российского издательства Bubble есть цикл «Экслибриум», действие которого разворачивается в библиотеках Москвы. Есть ли у вас истории, где местом действия оказываются узнаваемые локации?
Конечно же, у нас есть такие комиксы. Например, про Моби Би, живущего в Свердловске будущего. Комикс сочинил екатеринбуржец Даниил Ветлужских, поэтому там много екатеринбургских референсов. Есть еще такая книга - «Байки с Рылеева 71» и «Байки с Рылеева 72», которую сочинил блогер-комиксист Денис Колмыков. Все истории в комиксе так или иначе крутятся вокруг Тамбова, реально существующей улицы Рылеева, на которой есть заброшенный дом, по адресу 71, а рядом больница по адресу 72. Вполне узнаваемые места. Еще один замечательный пример - серия «Серые будни магов» Анастасии Ждановой и Кирилла Ковальчука. Действие происходит в Петербурге, собственно это понятно и по названию.
Как и где учиться делать комиксы?
Не получится сочинить никакого уникального рок-н-ролла, если ты никогда не слушал Чака Берри, Элвиса Пресли или The Beatles. Также и с комиксами. Каждый раз когда у меня спрашивают, что нужно сделать, чтобы разбираться в раскадровке, я говорю: «Читайте много комиксов, чем больше вы будете читать, тем больше вы будете понимать, как это делается». Многие учились методом проб и ошибок, просматривая большое количество комиксов. Конечно, в интернете сейчас уже есть масса теоретических материалов, о том как это делается, о том как строить панели, работать с раскадровкой. Есть множество комикс-школ, некоторые из них бесплатные. В Петербурге есть комикс-школа «Палитра», которая уже 3 года существует, и я периодически читаю там лекции. Очень важно знание английского языка, потому что очень много материалов на английском в интернете.
Я хочу издать свой комикс. Можно к вам обратиться? Кому вы откажете?
Рассмотрим самый простой вариант, когда нам присылают работу через наш форму в паблике Вконтакте. Что происходит дальше? Дальше мы читаем этот комикс и пытаемся понять, насколько он вообще кому-то нужен, насколько крутой рисунок, интересная тематика, чтобы это не был очередной ответ Голливуду. Конечно, смотрим, чтобы подходила тематика, чтобы было понятно, что там происходит, чтобы было больше 40 страниц. Желательно, конечно. Мы всё же стараемся делать комиксы с корешком. Потом, когда нас все удовлетворяет, мы связываемся с автором. Отказать можем по разным причинам. Если не понравилась графика или тематика, мы говорим, что не получится издать комикс. Зачастую даже не объясняем причину, просто говорим, что если очень хочется издаться, то существуют другие издательства, которым ваша работа может понравиться гораздо больше.
Какие новинки комиксов выходят в ближайшее время? На что обратить внимание читателям в первую очередь?
Буквально недавно у нас вышла книга «Чем заняться вместо самоубийства» Тары Бут и Франка Джона-Майкла, которая иногда воспринимается в штыки из-за своеобразного рисунка. Но я это называю «неповторимый стиль». Абсолютно социальная вещь. Я бы назвал это «Вредные советы для депрессивного миллениала». Там, например, есть максимально глупые идеи: покрасить собаку флуоресцентной краской и ходить ночью пугать людей, или нарисовать на яйце лицо человека, который тебе не нравится, и раздавить его ногой. Есть и интересные предложения: одолжить ребенка у друзей на пару дней и после этого начать ценить свое свободное время. Скоро у нас выйдет книжка «Невероятно, но Трамп!». Это сборник наиглупейших цитат Трампа за всю его предвыборную карьеру, нарисованный очень хорошим американским карикатуристом и стилизованный под обложки супергеройских комиксов. Закроем этот парад новинок книгой блогера Дениса Колмыкова и художника Валентина Поткина, которые сделали интересный проект за время карантина «Доктор Санитайзер». Супергеройский комикс в кислотных тонах, где простейшая супергероика: врач с санитайзерами-пистолетами в руках и его верная практикантка борются с вирусом.
А что читаете сами? Речь необязательно о комиксах
Мое любимое произведение из классической русской литературы «Мертвые души». Мне вообще кажется, что такие произведения рано проходить в школе, совсем по-другому воспринимаешь, если читаешь в более осознанном возрасте, когда у тебя уже есть жизненный опыт. Ещё люблю «Мартина Идена» Джека Лондона. Вообще люблю то, что называется почему-то «мужская проза» - Ремарка, Хемингуэя. Нравится «В дороге» Джека Керуака. Многие произведения перечитываю по несколько раз. Весь прошлый год читал Бориса Акунина, начал читать случайно, а потом интересно стало, как долго я смогу читать приключения Эраста Фандорина. И еще очень люблю антиутопии. Последнее, что я перечитывал — «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Это одно из тех произведений, которое, в зависимости от того, в каком возрасте его читаешь, воспринимается совершенно по-разному, и каждый раз оставляет абсолютно полярные ощущения и впечатления. Сейчас читаю «Утраченные иллюзии» Оноре де Бальзака. После смерти от Covid-19 художника Хуана Хименеса, решил всё же прочитать его комикс в соавторстве с Алехандро Ходоровски — «Метабароны». Это очень смешная квинтэссенция французской фантастики. А на прикроватном столике у меня лежит сборник с маленькими рассказами Дмитрия Горчева. Он мне помогает не сильно злиться на людей.
Мария Валетская
Специалист библиотеки №84