Гарри Поттер и Забытая война:
учимся по фанфикам
Фанфики читают все (да, мы знаем, что и вы тоже, не отпирайтесь). Однако мало кто задумывается, что хороший фанфикшен помогает узнать много нового об истории, например. Это возможно, если за основу произведения взяты реальные исторические события. Мы решили копнуть глубже и разобраться, как авторы фанфиков по циклу «Фантастические твари и где они обитают» выкручиваются, изображая Первую мировую войну, и почему им вообще приходится выкручиваться, работая с материалом об этом периоде.
Фанатское творчество в цифровую эпоху

Тут нам не обойтись без модного нынче понятия «трансмедийный сторителлинг». Если говорить простыми словами — это когда одна общая история рассказывается на разных платформах, а каждый новый продукт «расширяет» ее и делает глубже. Образцовый пример тут — вселенная Гарри Поттера, по которой есть книги, фильмы, компьютерные и мобильные игры, сайт «Pottermore» и, конечно, фандомное творчество. При этом игры (например, недавно вышедшая «Wizards Unite!» с элементами дополненной реальности) не повторяют сюжет книг, а создают свои истории внутри мира — это основная черта трансмедийного повествования. В этом смысле «Фантастические твари» — тоже маленький кусочек мозаики большой вселенной, выросшей из приключений Мальчика, который выжил.

Фанфикшн и фанарт — тоже важные элементы трансмедийного сторителлинга? Они расширяют историю и к тому же включают в себя практики «соучастия» (фанаты вносят свой вклад, творя по вселенной, строят догадки о мире и историях отдельных персонажей, как это было, например, с личной жизнью Альбуса Дамблдора, когда Роулинг подтвердила догадки фанатов о симпатиях директора Хогвартса). Иногда поклонники создают альтернативные сюжеты, раскрывают второстепенных героев, вводят новых персонажей, которые могут приживаться и существовать уже исключительно внутри фандома. При этом обычно фанатское творчество формируется по принципу лакун оригинального произведения — поклонники дополняют то, чего автор (пока) не рассказал.
Если говорить о «Фантастических тварях», то основной пробел здесь — это прошлое героев первого плана, и огромное значение в этом прошлом играет одна из самых значительных трагедий XX века — Первая мировая война. Из фильмов мы знаем, что Тесей — герой войны, а Ньют в 1914—1918 оказался на Восточном фронте. Вторая важная линия, за которой особенно пристально следят фанаты — это линия Дамблдор-Гриндевальд. Мы знаем, что в какой-то момент пути величайших волшебников мира поттерианы разошлись, но пока остается интригой, что происходило с персонажами между двумя ключевыми моментами — юношеской потасовкой, в которой умирает младшая сестра Альбуса Ариадна, и концом Второй мировой войны, когда Альбус побеждает Геллерта и становится хозяином Бузинной палочки. Очевидно, что Первая мировая война — драматургически хороший повод свести лицом к лицу непримиримых соперников.


Неудивительно, что «Фантастические Твари» сделали для появления темы Первой мировой в фанатском творчестве больше, чем большинство современных произведений массовой культуры. Вот только авторы зачастую ориентируются в событиях этого исторического периода весьма поверхностно.
Первая мировая война — забытая война

Казалось бы — целая мировая война. Да любой человек, учивший в школе историю, должен о ней знать хотя бы основные факты. Почему же тогда писать фанфики про Первую мировую войну настолько сложно, что некоторые авторы в примечаниях пишут: «В теме не разбираюсь и разбираться не собираюсь»? Почему проще пустить войну фоном, не вдаваясь в подробности?

Потому что все мы — дети Советского союза, даже те, кто родился много позже 1991 года. Мы все учились в школах, где историю нам преподавали учителя, выросшие в СССР. Или учителя, выученные учителями из СССР.

Нельзя сказать, что для Советского союза Первой мировой войны не существовало вообще. Она существовала, и еще как — ее доставали из пыльного мешка и отряхивали, когда требовалось кому-то что-то объяснить. К примеру, какими плохими были немцы, еще тогда, в десятых годах — и что уж говорить о них «теперь», в сороковых.

Почему советскому правительству не была нужна эта мировая война? Тут все очень просто: а кому нужна проигранная война? Да еще так глупо, бессмысленно: по сути, проиграть проигравшей стороне. Никакой тебе национальной гордости, славы, только унылая рефлексия о ненужности этой войны.

К тому же, не стоит забывать, что Первая мировая война была войной Российской империи — царской армии, белых офицеров. Тех, кто успел эмигрировать и тех, кто погиб в Гражданскую войну. Для них Первая мировая была (и остается для их потомков) важным историческим событием. Травмирующим, повлекшим за собой ужасные последствия — но не в этом ли суть войны для простых людей?

В 2014—2018 годах весь мир вспоминал Первую мировую войну. Некоторые страны никогда и не забывали ее. Другим пришлось встряхнуть старыми архивами. Но юбилей прошел прежде, чем осела вековая пыль — и все снова пришло в норму.

«Все было хорошо», то есть, в нашем случае — никак.
Фанфикшн по «Фантастическим тварям»: провалы и находки

Если мы посмотрим именно на русскоязычные фанфики по фандому «Фантастических Тварей» (а те же британцы исторически осведомлены о Первой мировой войне лучше), то сможем заметить, что в них почти не упоминаются важные военные события и операции. Фрагментарно в некоторых произведениях есть упоминания о применении отравляющего газа (немецкая атака около Ипра, Бельгия), упоминание об участии в войне русских сил (например, появляющиеся на Восточном фронте казаки). При этом очень часто роль американских сил в войне перекраивается в сторону более активного участия США (это легко объяснить тем, что два интересных второстепенных героя — Якоб Ковальски и Персиваль Грейвз — американцы): некоторые авторы для этого не стесняются «растянуть» годы Первой мировой войны и перенести ее пораньше, чтобы тот же Персиваль поучаствовал в военных событиях в более молодом возрасте.

Из интересных фанатских находок хотелось бы особенно отметить две.

Первая идея: периодически проявляющаяся хромота Ньюта Саламандера — последствие старой военной травмы, которая сильно завязана на психологическом факторе и потому хромает он не всегда. Почему это похоже на правду? Ньют исключен из Хогвартса накануне Первой мировой, в 1914 году ему 17 лет — это призывной возраст. Нам известно, что он работает над секретным проектом министерства, завязанном на драконах и их приручении. Сравнительно юный возраст и опасное задание — в этот контекст драматургически просто просится какое-то переломное событие. При этом русскоязычная фан-вики обходит этот период стороной и упоминает только 1918 год и работу в Министерстве — война к тому моменту уже практически кончилась.
Вторая идея: Дамблдор намеренно отстраняется от войны и остается защищать Хогвартс. Несмотря на то, что Альбус — ключевой персонаж Поттерианы, о его жизни в 1914-1918 нам известно крайне мало — только то, что на момент исключения Ньюта он преподает в Хогвартсе. Почему его отказ от участия в войне похож на правду? Во-первых, на фронте есть риск встретиться со старым противником, вызывающим столько чувств и эмоций. Во-вторых, Дамблдор уже считает себя убийцей и поэтому может быть не готов воевать и множить груз совести. Третью причину он сам называет в книгах: «Будучи молодым, я хорошо понял, что власть — моя слабость и мой тайный соблазн. В Хогвартсе я был безопаснее» (в оригинале "I was safer at Hogwarts"). Когда Альбус понял это и «запер» себя в школе? Было ли это до войны — или стало ее уроком?


Пока вопросов больше, чем ответов, и финальный ход, конечно, за Джоан Роулинг. Возможно, именно поэтому эта часть жизни персонажей пока была освещена так слабо — сама «Мама Ро» еще разбирается в истории и событиях Первой Мировой. В поттериану всегда легко верилось, и серьезная историческая недостоверность тут может разрушить все повествование.

Тем не менее, фильмы о Ньюте Саламандере уже сделали то, что до них, пожалуй, мог сделать только Эрих Мария Ремарк — заставить молодое поколение обратиться к страничке Первой мировой войны в Википедии.


Юлия Черненко, кандидат филологических наук, эксперт лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ

Дарья Чупрасова, историк, магистрант Карлова университета (Прага)