Если вы только начали знакомиться с кинопроизведениями, снятыми по творчеству Лавкрафта, главное, не впадать в отчаяние. Да, их действительно очень много и новичку порой сложно отличить шедевр от посредственности. Специально, чтобы вы не заблудились во всем этом многообразии, мы попросили Баязида Рзаева, филолога, музыканта и руководителя крупнейших онлайн-сообществ по Лавкрафту и нуару составить небольшой гайд по лучшим экранизациям произведений писателя.
«Дагон» Год: 2001 Режиссер: Стюарт Гордон
Фильм одного из главных режиссеров лавкрафтианы — Стюарта Гордона. Потерпев кораблекрушение, молодая пара оказывается на берегу загадочной испанской деревушки, жители которой, как оказалось, не особо обходительны с чужаками. Несмотря на наличие одноименного рассказа у Лавкрафта, этот фильм снят по повести «Тень над Иннсмутом».
Стюарт Гордон получил широкую известность как режиссер фильмов ужасов. Большой поклонник Говарда Лавкрафта, он экранизировал немало его произведений.
«Реаниматор» Год: 1985 Режиссер: Стюарт Гордон
И опять Гордон! Но ничего удивительного, ведь именно он в рабочем дуэте с Джефри Комбсом создал особое кинематографическое повествование лавкрафтианы. Харизма Комбса — это визитная карточка кино-лавкрафтианы того периода.
Отличительные черты этой трилогии: смена хронотопа (действие происходит в 80-х годах, а не в начале ХХ-го века), трешовый юмор и высокая динамичность действия. В центре сюжета — молодой ученый Герберт Уэст и его реагент для воскрешения мертвых.
Это самый первый полнометражный фильм Гордона. Удивительно, но он сразу же получил звание современной классики в жанре ужасов, а сам режиссер — прозвище «Реаниматор». А Джефри Комбс — это американский киноактер, известный в основном по фильмам ужасов и экранизациям Лавкрафта. В фильме «Некрономикон» он даже сыграл самого писателя.
«Извне» Год: 1986 Режиссер: Стюарт Гордон
Еще один великолепный боди-хоррор от Стюарта Гордона. Спецэффекты в фильме выглядят пугающими даже сейчас. Сюжет по нынешним меркам незамысловат: физик и его ассистент создали аппарат, который через стимуляцию шишковидной железы способен заглядывать за грань реальности, но что-то пошло не так.
Фильм снят по мотивам одноименного рассказа Лавкрафта. У картины целых три номинации на премию «Сатурн». Она вручается за создание лучших фильмов и сериалов в жанрах научной фантастики, фэнтези и ужасов.
Композиционный приём данного фильма — рассказ в рассказе. Картина состоит из трех историй, по сюжету прочитанных Лавкрафтом — его здесь играет Джефри Комбс. Основой для новелл послужили рассказы Лавкрафта «Крысы в стенах», «Холодный воздух» и «Шепчущий во мраке». В фильме есть и научная фантастика, и пугающая мистика, и даже расчлененка.
Формат повествования здесь довольно необычный: фильм — это киноновеллы, снятые интернациональной командой режиссеров: Брайаном Юзна, Кристофом Ганом и Сюсукэ Канэко.
«Зов Ктулху» Год: 2005 Режиссер: Эндрю Лиман
Фильм, снятый поклонниками Лавкрафта. Основная изюминка — стилизация под черно-белые немые кинокартины 20-х годов прошлого века, что тоже добавляет жути. Сюжет фильма практически повторяет одноименный рассказ Лавкрафта.
В рассказе «Зов Ктулху» впервый появляется, собственно, Ктулху — древнее божество, спящее на дне океана. Его образ лежит в основе всей мифологии, которая стала одной из важнейших составляющих лавкрафтианских ужасов. Сейчас они выделяются в отдельный литературный жанр.
«В пасти безумия» Год: 1995 Режиссер: Джон Карпентер
Несмотря на отсутствие прямой связи с каким-либо рассказом или повестью Лавкрафта, в фильме каждый кадр, каждый звук будто был создан им самим. Джон Карпентер, режиссер фильма, — давний поклонник творчества Лавкрафта, что он и продемонстрировал в этом фильме. Неведомые монстры, ретроспектива из психиатрической больницы, сцена с чтением текста, напоминающего лавкрафтовские пассажи, и фамилия одной из героинь — всё это отсылки к творчеству мастера ужасов. Само оригинальное название «In mouth of madness» — это игра слов и аллюзия к названию повести Лавкрафта «At the mountains of madness». Добавить сюда ещё Сэма Нила в главной роли, а также нуарную атмосферу в стиле Вулрича — и перед вами практически идеальный фильм ужасов: несправедливо редкое, но чудесное сочетание Лавкрафта и нуара.
Кстати, в фильме есть и отсылки и к творчеству Стивена Кинга. Он, как и Лавкрафт, сделал небольшие поселения Новой Англии одними из самых жутких мест в литературе и кино.