«Участие в нашем проекте - безусловно, вызов»:
куратор фестиваля «Время, вперёд!» о заводах, творчестве и творчестве на заводах
В разгар третьего сезона одного из самых необычных творческих фестивалей мы встретились с его куратором, Елизаветой Барановой, и расспросили её о том, каково это — привезти художников на завод и запустить конкурс на лучший барельеф для завода в эпоху смартфонов и соцсетей.
Елизавета Баранова
куратор фестиваля «Время, вперёд!»
— В 2021-м году стартовал уже третий сезон фестиваля. А с чего он начинался? Как родилась идея и название?
— Идейный вдохновитель фестиваля — предприниматель Константин Анатольевич Бабкин, президент Ассоциации «Росспецмаш», председатель Совета директоров группы Ростсельмаш. Он очень разносторонний и интересный человек: восстанавливает заводы, имеет свою политическую партию и очень любит искусство. Идея объединить творчество и труд рабочих принадлежит ему. Название тоже было придумано Константином Анатольевичем. Конечно же, в названии особый смысл: во-первых, «Время, вперёд» — это девиз нашей промышленности. Наш логотип — локомотив, который едет на полной скорости — продолжает название и подчеркивает динамику и развитие.
— В работах участников прошлых лет, представленных на вернисаже, прослеживалась эстетика Советского Союза. Ставили ли организаторы себе задачу акцентировать внимание на достижениях той эпохи или такая стилистика - выбор участников?
— Такая задача не ставилась, у нас нет рамок для художников, которые хотят поучаствовать: они могут творить в любых стилях и выбирать те сюжеты, которые им ближе. Большой процент авторов творит в таком стиле по двум причинам: или они оканчивали художественные академии, поэтому им привычен «академический» стиль, или на художников повлияла эстетика социалистического реализма, и в своих современных работах они хотят показать дух эпохи.

В текущем третьем сезоне у нас три номинации: живопись и графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство и цифровой плакат. Цифровой плакат — новая номинация, и он подразумевает под собой искусство с применением современных технологий. Мне бы очень хотелось увидеть, какие работы будут представлены в этой номинации.
Жидков Олег, «Мечты сбудутся!», холст, масло, 2020 г.
Емельянова Инна, «Тракторист на все времена», холст, масло, 2020 г.
Илюшкина Полина, «Иранский ткач», холст, масло, 2016 г.
— Для участников организуют творческие выезды на заводы и предприятия. Это обязательная часть? Как проходит такое столкновение рабочей и творческой сферы?
— Творческие выезды мы организовываем для того, чтобы художники смогли увидеть работу предприятия изнутри. Многие художники черпают вдохновение именно в этих поездках, но это не обязательное условие для участия. Перед выездом мы заранее договариваемся с заводом-партнёром, чтобы он принял группу художников. Затем собираем всех желающих и назначаем дату, время и место встречи. На заводе проводят технику безопасности и экскурсию. После этого у группы есть время для того, чтобы сделать эскизы, зарисовки, познакомиться с рабочими, собрать сюжеты для дальнейшей работы на холсте. Такие поездки называются «заводской пленэр». Очень много работ родилось именно благодаря этой практике. В этом году, к сожалению, выездов было меньше, чем в прошлом сезоне — сказалась пандемия коронавируса. Но надеемся, что вскоре всё наладится.
— На ваш взгляд, насколько востребована главная идея фестиваля в обществе сейчас? Какой отклик получают работы участников у критиков и обычных посетителей?
— Я бы не сказала, что изначально вообще была такая цель — получить отклик. Мы не искали популярности, не ждали, что фестиваль попадёт «в тренды». Нам важно показать значимость созидательного труда. Среди партнеров фестиваля промышленные производства, на которых трудятся высококвалифицированные специалисты, и художники, вдохновляясь их трудом, воспроизводят в своём творчестве «отрывки» из будней завода и тем самым популяризируют рабочие специальности. И, на мой взгляд, это крайне востребовано сейчас в обществе, особенно среди молодых людей, которые только ищут свой путь. С помощью фестиваля мы хотим показать, что наша тема не скучна, она актуальна и интересна. Можно сказать, что идея была понята и принята, и это важнее всего.
Работы не обязательно должны быть посвящены заводам и предприятиям. Тематики гораздо шире — не только про рабочих, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, а в целом про всех, кто занимается созидательным трудом на благо других людей.
Александр Щемелинский, «Руки маляра», холст, масло, 2019 г.
Александр Щемелинский, «Руки швеи», холст, масло, 2019 г.
Александр Щемелинский, «Руки уборщицы», холст, масло, 2019 г.
— В этом году параллельно с фестивалем проводится довольно необычный конкурс. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее?
— Всё верно, это творческий конкурс на разработку эскиза скульптурного барельефа для фасада здания нового тракторного производства «Ростсельмаш» в городе Ростов-на-Дону. По замыслу Константина Бабкина, фасад главного здания производства должен украшать барельеф, который будет вдохновлять на созидательный труд. К работе есть пожелание — в основу сюжета барельефа должна быть заложена тема борьбы созидателей с антагонистами за развитие промышленности в России, за существование завода. Примером и источником вдохновения могут послужить два произведения: барельеф на здании Ростовского академического театра драмы им. Горького и барельеф Пергамского алтаря. Победитель конкурса получит 500 000 рублей и войдет в историю российской промышленности.
— Вернёмся к Фестивалю. Какова дальнейшая судьба лучших работ, попадающих на итоговый вернисаж?
— Лучшие работы после отбора компетентным жюри выставляются в Новой Третьяковке на финальной выставке сезона. Именно там и выбирают победителей и призеров. А затем их судьба складывается по-разному: какие-то работы авторы продают или дарят, какие-то — мы приглашаем на другие выставки, какие-то — возвращаются авторам.
— Можно ли говорить о том, что для современного художника участие в конкурсе и фестивале – это вызов собственным возможностям?
— Я думаю, что для художника участие в любом проекте — выставке, фестивале, экспозиции — это вызов собственным возможностям. Общаясь с художниками, я часто слышу от них, что нужно преодолеть себя, чтобы представить свою работу миру. Это связано и с художественным перфекционизмом, и со страхом критики. И только когда этот страх оказывается позади, начинается творческий путь художника. Участие в нашем проекте — безусловно, вызов. Художников привлекает именно тематика фестиваля, ведь это возможность обратить внимание не только на себя как творческого человека, но и на тех людей, которые работают каждый день на наше благо.
Лапшинова Анна, «Невидимый труд», холст, масло, 2019 г.
Ильяев Вячеслав, «Портрет строителя», холст, масло, 2017 г.
Титов Максим, «Люба», холст, масло, 2018 г.
Некрасов Сергей, «Тракторный завод», холст, масло, 2019 г.
Ерошкина Ирина, «Порт Владивосток», цветная бумага, акрил, 2019 г.
Збицкая Владислава, «В ночную», холст, масло, 2016 г.
— Какие выводы уже можно сделать спустя два года существования фестиваля? Насколько он интересен творческому сообществу?
— Тема полностью оправдала себя, и могу с уверенностью сказать, что она интересна не только творческому сообществу, но и обществу в целом. Недавно в Новой Третьяковке прошла выставка «Даёшь Кузбасс!», затем «Социалистический реализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987». На обеих экспозициях были представлены произведения на индустриальную тему, которая близка нашему фестивалю. Чем больше проводится таких выставок, тем популярнее становится тема — это помогает нам привлекать ещё больше авторов. С каждым сезоном работ становится всё больше. В первом сезоне их было 650, а во втором — уже 1000.
— Лично вам как куратору что дает этот проект и работа с ним?
— Работа куратора очень разнообразна! Сейчас я как раз читаю книгу Эндриана Джорджа «Справочник куратора. Музеи, галереи, независимые пространства», и в ней приводятся все задачи современного куратора: от сбора произведений искусства до взаимодействия с прессой, пиара и решения задач организационного плана. Работа на арт-фестивале даёт мне опыт для профессионального и личностного развития. И, конечно, помогает развивать художественный вкус: когда каждый рабочий день связан с искусством, учишься видеть в любом моменте сюжет для художественного произведения. Кстати, за окном кафе я сейчас вижу промышленных альпинистов, которые моют окна бизнес-центра, — чем не эскиз для будущего произведения?
— Если бы можно было осуществить самую смелую мечту, связанную с этим фестивалем, чего бы вы пожелали?
— Чаще всего фестивальные работы выставляются на технических и промышленных выставках и ярмарках. Мне, как куратору, очень хотелось бы повысить узнаваемость фестиваля в творческой среде, в художественном сообществе, ну и конечно, среди зрителей.
Беседовала Александра Целищева