ЭВОЛЮЦИЯ ФЕСТИВАЛЕЙ
МАРИЯ ВАЛЕТСКАЯ
Лето — пора крутых фестивалей. Некоторые из них, например, книжная ярмарка на Красной площади, прошли на улицах города. Другие, например, исторический фестиваль «Безумный Маркс», остаются онлайн. «Безумного Маркса», между прочим, организуют библиотеки Востока Москвы совместно
с библиотеками Московского района Санкт-Петербурга
, и это отличный повод погрузиться в культуру разных периодов истории России: от дореволюционного этапа до эпохи перестройки.
Кстати, и в советское время фестивали пользовались не меньшей популярностью, чем сейчас. Откровенно говоря, даже больше популярностью они пользовались: судите сами...
куда ходила, что смотрела и как отдыхала советская молодёжь
«НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ»:
После прихода к власти большевиков изменились все стороны жизни человека, включая культурную. В 20-е годы появились первые советские кинофильмы. Кино было самым доступным и дешевым развлечением, которое мог позволить себе почти каждый. И речь не только о сеансах и просмотрах: в кинотеатрах устраивали выставки, выступали оркестры, вешали стенгазеты, стояли стеллажи с книгами и даже была возможность сыграть в лотерею (главный приз — бюст Ленина). Кстати, это именно Владимир Ильич говорил, что «важнейшим из всех искусств для нас является кино». Фильмы крутили в основном зарубежные, про приключения или про любовь, а советского кино было мало. Но за культурным досугом все стекались именно в кинотеатры, совмещая просмотр фильмов
с множеством других развлечений.

Ситуация изменилась в годы правления Иосифа Сталина. Он понимал,
что молодёжь — это огромная сила, и предпринимал меры, чтобы подчинить
эту силу своему влиянию. В 1930-е годы кино становится важнейшим идеологическим инструментом. А что фестивали? Они как раз начинают
свое триумфальное шествие по Союзу. Именно в это время состоялся
Первый музыкальный фестиваль в Ленинграде, а в разных городах
начинают появляться ежегодные «дни музыки».
«ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО»
С повести «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара начинается всесоюзное движение тимуровцев. Страна шагнула в сороковые, сложные военные годы. Тимуровцы помогали семьям фронтовиков, старикам, работали в госпиталях, помогали
на уборке урожая. Молодежь охотно вливалась
в ряды тех, кого мы сейчас назвали бы волонтерами.
«МЫ НЕ ШАЙКА И НЕ БАНДА,
НЕ ВАТАГА УДАЛЬЦОВ»
Да и в целом поколению, заставшему Великую Отечественную войну пришлось повзрослеть очень быстро. Масштабных фестивалей, конечно, не проводилось, главным лозунгом того времени был «Все для фронта! Все для победы!» В литературе, в музыке, в кино и театре ведущими темами были война, героизм и победа советского народа.
Именно поэтому джазовый фестиваль 1949-го года стал важной вехой послевоенного времени. Официально
он назывался «Джазовый Таллинский фестиваль», проходил, как нетрудно догадаться, в Эстонии, и стал прообразом
для ряда других джазовых фестивалей в разных городах, проходивших в середине 60-х годов.
Это лозунг Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который состоялся в 1957 году в Москве. За всю историю подобных мероприятий он оказался самым массовым: участники из 131 страны мира, две недели веселья, более 800 пунктов программы: от вокала до футбола.
В стране — хрущевская оттепель, кругом царит атмосфера свободы
и открытости. С приехавшими иностранцами участники могли общаться без ограничений, не боясь преследования со стороны властей, и это сыграло огромную роль. Трудно представить себе фестиваль, оказавший большее влияние на советскую молодежь. Железный занавес, скрывавший от Союза остальной мир, немного приоткрылся. В стране начала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Именно в этот период появляются «стиляги». Молодежь открывается новым веяниям.
«ЗА МИР
И ДРУЖБУ»
Кинокомедия Леонида Гайдая «Операция "Ы"» и другие приключения Шурика», собравшая 69 миллионов зрителей только за первый год проката, легко вышла на первое место по посещаемости за всю историю советского кино.
Александр Демьяненко, сыгравший главную роль, стал кумиром молодежи.
Он соответствовал образу молодого человека, к которому стремилась пропаганда 1960-х гг. Это период активного развития художественной самодеятельности. Появляются агитбригады, задачей которых было внедрение нравственных ценностей и критика пьянства и тунеядства.

С 1962 года в Москве начали проходить джазовые фестивали. «Джаз-62»
был первым. Он прошёл в кафе «Молодежное» и имел ошеломительный успех
у советской молодёжи, положив начало ежегодным джаз-фестивалям.
«НАЛЕТАЙ, ТОРОПИСЬ, ПОКУПАЙ ЖИВОПИСЬ!»
В 1975 году режиссер Юрий Норштейн создает шедевр «Ёжик в тумане».
На Всесоюзном кинофестивале в 1976 году этот мультфильм получил награду как «Лучший мультипликационный фильм» и был признан высшим достижением искусства анимации. Секрет успеха прост — это мультфильм про всех нас, в котором воплотилась национальная философия
и психология. В это же десятилетие происходит театральный бум
и возникают театры-студии. Самые известные из них — Театр-студия «Юго-Запад», «Табакерка». Они оказались очень востребованы, потому что
за годы, прожитые под лозунгом «кино — важнейшее из искусств», театров стало не хватать повсеместно.
В СУМРАЧНОМ ЛЕСУ
В полную силу расцветает авторская песня. Песни самых ярких представителей этого жанра — Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого — были близки каждому слушателю, подкупая небывалой искренностью и душевностью.
В 1979 году в Москву приехал Элтон Джон. Это был первый визит
рок-звезды мирового масштаба в СССР. В то время как раз под рок танцевали на дискотеках, которые стали «востребованной формой
досуга».
Пока это были разовые мероприятия в вузе или кафе, но скорость,
с которой они набирали популярность среди молодёжи, не оставляет сомнений: за ними будущее.
В 1987 году в Москве состоялась премьера фильма «Легко ли быть молодым?». Он затрагивал проблемы молодых людей эпохи перестройки, поднимал вопросы смысла жизни и поиска себя. В это время советская молодежь разделилась на два лагеря: формальная (пионеры, комсомольцы)
и неформальная (хиппи, панки, байкеры и другие). Начали появляться многочисленные рок-фестивали, но апогеем стал Московский международный фестиваль мира на стадионе «Лужники» в 1989 году. Его называли «российским Вудстоком». Гостями фестиваля были многие группы мирового масштаба: Scorpions, Ozzy Osbourne, Gorky Park, Bon Jovi, Skid Row, Mötley Crüe, Cinderella.

Кстати, на 1980-е годы приходится и первый фестиваль Ленинградского
рок-клуба, легализовавший подпольную музыку.
Участие в нём принимали такие известные группы, как «Аквариум», «Кино», «Пикник», «Зоопарк»,
«Алиса» и другие.
«ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?»
Так утверждал Карл Маркс. Можно по-разному относиться к советскому прошлому в истории России, но отрицать важность, самобытность и уникальность этого периода нельзя.
Сейчас советские фестивали могут показаться нам странными или забавными, но тогда это был прорыв, окно в новый мир для увлеченной молодежи. Интересно, что бы их посетители сказали насчет проведения фестивалей онлайн?
«ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ ДВАЖДЫ — СНАЧАЛА В ВИДЕ ТРАГЕДИИ, ПОТОМ В ВИДЕ ФАРСА»