Культурь!

«Зеркало» Тарковского: «Никогда не умел отделить собственную жизнь от картин, которые я делаю»

Почему «автобиографичные фильмы» зачастую являются самыми «гипнотическими» и удачными? Потому что режиссёры знают, о чём говорят. Зрители верят фильму, ведь это сама жизнь, а не выдуманный сценарий. Интимная авторская правда в кино складывается для зрителя в убедительный аргумент.

К 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского мы разобрали кадры и символы «Зеркала», одного из главных автобиографичных фильмов режиссёра, и нашли их воплощения в самой жизни режиссёра.

Полностью воссозданный на «Мосфильме» дом и двор Тарковских, в котором они жили в тот период


Детство — основополагающая часть всей жизни. Из детства появляются страхи, рождаются таланты, рушатся судьбы. Андрей Тарковский родился в селе Завражье. Это место навсегда стало для режиссёра синонимом слова дом. «Мне часто снится дом моего детства», — так Андрей Тарковский начал автобиографичную ленту «Зеркало».

Мария Вишнякова


По сюжету главный герой, поэт Алексей, снова и снова возвращается к дому, который сгорел, к молодой матери, к отцу. Он звонит матери по телефону, спрашивает детали своего детства, но понимание того, что только так можно разобраться в себе, слишком поздно посещает его. Мать самого режиссёра, Мария Вишнякова, исполняет роль постаревшей Марии, матери главного героя. С Арсением Тарковским — отцом Андрея, они развелись мирно, без скандала. Он специально поселился на соседней улице, чтобы чаще навещать детей. Тарковский был известным поэтом, тесно общался с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Корнеем Чуковским. Его стихи звучат за кадром во многих эпизодах фильма.

«Первые свиданья»

Арсений Тарковский


Свиданий наших каждое мгновенье

Мы праздновали, как богоявленье,

Одни на целом свете. Ты была

Смелей и легче птичьего крыла,

По лестнице, как головокруженье,

Через ступень сбегала и вела

Сквозь влажную сирень в свои владенья

С той стороны зеркального стекла.


«Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушёл из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И всё-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери».

Книга в доме главного героя


Правда, в фильме постоянно присутствует и книга, которую переворачивает сын главного героя. И это не случайно, ведь первом воспоминанием Тарковского об отце было, как «мы вместе листали книгу с картинками». Сквозь года идут страницы творчества Леонарда Да Винчи, связывая сына и отца.

Кинохроника эвакуации детей


В 1941 началась война, и из Москвы, где жили Тарковский с матерью уже долгое время, их эвакуировали в Завражье.

Отец возвращается домой после войны


Война коснулась Тарковского даже в Юрьеве. Его отец ушел на фронт, после ранения потерял ногу.

Героиня бежит под дождем в типографию исправлять ошибку


В 1943 году они возвращаются в Москву. Его мама устраивается корректором в Первую образцовую типографию. Там проработает всю свою жизнь. По сюжету героиня бежит в дождь в типографию исправлять ошибку в слове. Это переживание о неисправленной опечатке в газете — проекция того, как она относилась к своим детям — волновалась за их будущее, пыталась исправить ошибки, которые ещё не произошли.

Кинофиша в комнате главного героя


В комнате главного героя висит киноафиша фильма «Андрей Рублев» 1966 года. Это первая заявка Тарковского на «большое кино». Тогда он только что закончил институт и мечтал о головокружительной карьере на просторах Советского союза.

Руки самого Тарковского в фильме


Тарковский говорил своему сыну : «Нужно переставать делать автобиографичные фильмы. Всё, о чём я говорю, случается». Так и «Зеркало» оказалось пророческим для Тарковского. Он снял своё детство, зная конец. Смерть он встретил на кровати, как и его главный герой. Как и главный герой, он соврал своему сыну, что просто болен. А рак забрал его.
Культура