Об этом и говорили с 7 по 8 апреля 2021 года в стенах Российской государственной детской библиотеки. На ежегодном Всероссийском семинаре для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, обсуждали IT-технологии и цифровые сервисы в библиотечном обслуживании детей. Конечно же, такая тема выбрана после событий незабываемого 2020 года, прошедшего под лозунгом «только онлайн».
На семинаре с открытой лекцией о цифровом этикете выступила Ольга Лукинова — руководитель отдела маркетинга и информационной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподаватель РАНХиГС, автор книги и телеграм-канала «Цифровой этикет».
Что за цифровой этикет?
Простыми словами, цифровой этикет — это правила поведения в сети. Несмотря на раскрепощенность интернета, он помогает избежать неловких ситуаций и вероятности быть неправильно понятым. Человек, который знает, как допустимо себя вести в виртуальном пространстве, в глазах собеседника по переписке выглядит достойно. Но если человек пишет с ошибками, обращается по имени с маленькой буквы, допускает сокращения и смайлики, присылает сообщения в нерабочее время или записывает «голосовые» — дело с ним иметь уже не хочется.
Вот небольшой пример от Ольги Лукиновой, наглядно демонстрирующий, как делать не стоит.
Что тут не так? Как думаете?
Запоминаем:
- Отправлять письма коллегам с адреса hellokitty777@mail.ru, который вы создали в юном возрасте, как минимум странно для делового человека. В идеале ваш электронный адрес должен содержать в себе фамилию и инициалы, чтобы собеседники в бесконечном потоке сообщений не забыли, кто находится по ту сторону экрана.
- Тема «СРОЧНО» с огромным количеством восклицательных знаков пугает. Особенно если дело не очень срочное. Заголовок должен быть информативным, отражать краткую суть письма.
- Навсегда забываем фразу «Доброго времени суток». Дело не только в неправильном падеже, но и в самой формулировке. Заменяем на «Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер».
- Не пишем дежурный вопрос «Как ваши дела?», ответ на который вы наверняка не хотите получать.
- Капс, выделение цветом, обилие знаков препинания тоже не добавляют плюсов в карму. Пишем письмо спокойно.
- В электронных письмах нет необходимости ставить PS и PSS, так как в режиме редактирования вы всегда можете добавить то, что забыли.
- Желать хороших выходных в данном письме не очень уместно.
- Подпись должна быть лаконичной и сообщать необходимую информацию об отправителе: фамилия, имя, компания, должность и альтернативный способ связи.
Мы рассмотрели только один пример, но и этих правил хватит, чтобы улучшить ваш имидж в глазах друзей и коллег.
А как же социальные сети?
Представьте, что к вам на улице подошел незнакомый человек и выкатил всю информацию о том, где вы живете, где работаете, что любите, чем увлекаетесь, что едите на ужин. Пугает? То-то же. Мы так привыкли все личное делать публичным, что уже не замечаем этого. Главное не забывайте, что интернет сохраняет все. Даже если вы это удалили. Поэтому важно понимать, какие публикации с точки зрения этикета будут приемлемыми.
Это же касается и комментариев. Написанное остаётся. Не стоит заниматься буллингом, шеймингом, троллингом и еще бог весть чем. Лучше почитайте книгу (о ней ниже). Если спустя несколько лет всплывет какая-нибудь некрасивая правда о вас, это может обернуться печально. Не забывайте, что сейчас перед трудоустройством HR-специалисты проверяют аккаунты кандидатов в социальных сетях. И могут поднять ой-ой какие архивы.
Сорри за войс
Не сорри. За «войс» — голосовое сообщение — можно получить замечание. И собеседник будет прав. Как показывает практика, такие сообщения доставляют массу неудобств — порой нет даже возможности их послушать. А про голосовые в 3-10 минут даже говорить не будем, это уже откровенное нарушение границ, если собеседник не давал свое согласие на такой формат общения.
При этом «голосовое» может быть инструментом в работе. К ним часто прибегают журналисты, когда просят комментарий от эксперта.
По правилам этикета, прежде чем отправлять голосовое сообщение, нужно уточнить у собеседника, удобен ли ему такой формат. Если он согласился, не стоит растягивать запись на длительное время, говорить нужно только по делу.
Время для чтения
В один материал все правила уместить сложно, поэтому для заинтересовавшихся подсказка: прочитать остальные можно в книге Ольги Лукиновой «Цифровой этикет: как не бесить друг друга в интернете».
Все собранные в ней правила протестированы в Telegram-канале «Цифровой этикет» с помощью опросов и обратной связи от подписчиков.
Читайте книгу, подписывайтесь на канал, будьте вежливыми, грамотными и культурными. Как говорят у нас в редакции: «Культурь(те)!»