Культурь!

Цифровой этикет: встречают по манерам

Все мы уже давно ведем двойную жизнь: в реальном и виртуальном мирах. Благодаря «цифровым личностям» граница их давно размыта. Сейчас у всех есть страницы в социальных сетях, с которых ведутся как личные, так и деловые переписки. И если в реальной жизни мы все еще следуем регламентам, о которых знают все: здороваемся, прощаемся, общаемся вежливо, уважаем границы, не чавкаем за столом и далее по списку, то в виртуальном многие теряются — как нужно себя вести, чтобы не прослыть невеждой? На помощь спешит цифровой этикет. Такой же важный в современном мире, как и светский.


Об этом и говорили с 7 по 8 апреля 2021 года в стенах Российской государственной детской библиотеки. На ежегодном Всероссийском семинаре для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, обсуждали IT-технологии и цифровые сервисы в библиотечном обслуживании детей. Конечно же, такая тема выбрана после событий незабываемого 2020 года, прошедшего под лозунгом «только онлайн».

На семинаре с открытой лекцией о цифровом этикете выступила Ольга Лукинова — руководитель отдела маркетинга и информационной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподаватель РАНХиГС, автор книги и телеграм-канала «Цифровой этикет».


Что за цифровой этикет?

Простыми словами, цифровой этикет — это правила поведения в сети. Несмотря на раскрепощенность интернета, он помогает избежать неловких ситуаций и вероятности быть неправильно понятым. Человек, который знает, как допустимо себя вести в виртуальном пространстве, в глазах собеседника по переписке выглядит достойно. Но если человек пишет с ошибками, обращается по имени с маленькой буквы, допускает сокращения и смайлики, присылает сообщения в нерабочее время или записывает «голосовые» — дело с ним иметь уже не хочется.

Вот небольшой пример от Ольги Лукиновой, наглядно демонстрирующий, как делать не стоит.


Что тут не так? Как думаете?

Запоминаем:

  1. Отправлять письма коллегам с адреса hellokitty777@mail.ru, который вы создали в юном возрасте, как минимум странно для делового человека. В идеале ваш электронный адрес должен содержать в себе фамилию и инициалы, чтобы собеседники в бесконечном потоке сообщений не забыли, кто находится по ту сторону экрана.
  2. Тема «СРОЧНО» с огромным количеством восклицательных знаков пугает. Особенно если дело не очень срочное. Заголовок должен быть информативным, отражать краткую суть письма.
  3. Навсегда забываем фразу «Доброго времени суток». Дело не только в неправильном падеже, но и в самой формулировке. Заменяем на «Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер».
  4. Не пишем дежурный вопрос «Как ваши дела?», ответ на который вы наверняка не хотите получать.
  5. Капс, выделение цветом, обилие знаков препинания тоже не добавляют плюсов в карму. Пишем письмо спокойно.
  6. В электронных письмах нет необходимости ставить PS и PSS, так как в режиме редактирования вы всегда можете добавить то, что забыли.
  7. Желать хороших выходных в данном письме не очень уместно.
  8. Подпись должна быть лаконичной и сообщать необходимую информацию об отправителе: фамилия, имя, компания, должность и альтернативный способ связи.

Мы рассмотрели только один пример, но и этих правил хватит, чтобы улучшить ваш имидж в глазах друзей и коллег.


А как же социальные сети?

Представьте, что к вам на улице подошел незнакомый человек и выкатил всю информацию о том, где вы живете, где работаете, что любите, чем увлекаетесь, что едите на ужин. Пугает? То-то же. Мы так привыкли все личное делать публичным, что уже не замечаем этого. Главное не забывайте, что интернет сохраняет все. Даже если вы это удалили. Поэтому важно понимать, какие публикации с точки зрения этикета будут приемлемыми.

Это же касается и комментариев. Написанное остаётся. Не стоит заниматься буллингом, шеймингом, троллингом и еще бог весть чем. Лучше почитайте книгу (о ней ниже). Если спустя несколько лет всплывет какая-нибудь некрасивая правда о вас, это может обернуться печально. Не забывайте, что сейчас перед трудоустройством HR-специалисты проверяют аккаунты кандидатов в социальных сетях. И могут поднять ой-ой какие архивы.


Сорри за войс

Не сорри. За «войс» — голосовое сообщение — можно получить замечание. И собеседник будет прав. Как показывает практика, такие сообщения доставляют массу неудобств — порой нет даже возможности их послушать. А про голосовые в 3-10 минут даже говорить не будем, это уже откровенное нарушение границ, если собеседник не давал свое согласие на такой формат общения.

При этом «голосовое» может быть инструментом в работе. К ним часто прибегают журналисты, когда просят комментарий от эксперта.

По правилам этикета, прежде чем отправлять голосовое сообщение, нужно уточнить у собеседника, удобен ли ему такой формат. Если он согласился, не стоит растягивать запись на длительное время, говорить нужно только по делу.


Время для чтения

В один материал все правила уместить сложно, поэтому для заинтересовавшихся подсказка: прочитать остальные можно в книге Ольги Лукиновой «Цифровой этикет: как не бесить друг друга в интернете».

Все собранные в ней правила протестированы в Telegram-канале «Цифровой этикет» с помощью опросов и обратной связи от подписчиков.

Читайте книгу, подписывайтесь на канал, будьте вежливыми, грамотными и культурными. Как говорят у нас в редакции: «Культурь(те)!»

Культура