«Посмотрите на меня. Я живу в другом мире — мире снов и забвения. Люди принимают наркотики, чтобы добиться подобной свободы от своих повседневных забот. Я никогда не нуждался в них. Мой наркотик — искусство.»
Эрте — представитель стиля арт-деко. Это стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность.
«Каждый человек считает необходимым сделать себя как можно более привлекательным. Немногие из нас рождаются красивыми. Одежда — своего рода алхимия», — говорил Эрте.
Война заставила весь Париж остановить погоню за модой.
Молодое дарование в надежде заработать деньги решается сотрудничать с журналами США. Ему сделали предложение сразу два самых знаменитых издания того времени — Vogue и Harper’s Bazaar. Эрте бросил жребий, который решил его судьбу. Он подписал долгосрочный контракт с Harper’s Bazaar.
Первую обложку Эрте нарисовал для январского номера за 1915 год. С тех пор Эрте создал 250 уникальных обложек Harper’s Bazaar, не считая двух с половиной тысяч рисунков и набросков, появившихся на страницах этого журнала за более чем двадцать лет сотрудничества. Владелец Harper’s Bazaar, легендарный медиа-магнат Уильям Херст, восклицал: «Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?»
На обложке декабрьского номера 1932 года изображена женщина из русских сказок, которые так любил Эрте в детстве. Кокошник, красные губы, обильная вышивка на наряде являются запоминающимися элементами русской культуры. Кажется, что перед нами сама предстала сама зима.
Влияние стиля арт-деко можно было проследить во всех сферах жизни. Да и сам Эрте был главным представителем этого направления во Франции. Так и на обложках Эрте мы нередко видим красивых дам с характерными элементами: платье ниже колена, смещённая линия талии вниз, чтобы сделать фигуру стройнее, пышные рукава и обильные украшения.
Началом нового взлёта стала выставка в нью-йоркской Grosvenor Gallery, которую организовал для Эрте его друг, лондонский арт-дилер Эрик Эсторик — видный специалист по искусству начала двадцатого века. Выставка пользовалась феноменальным успехом — на ней были все знаменитости Нью-Йорка и Голливуда. После закрытия стало известно, что музей Метрополитен купил 170 работ Эрте. «Это был беспрецедентный случай — купить полную экспозицию ныне здравствующего художника» — сказал сам автор работ.
Пригласительные билеты на свои похороны Эрте заблаговременно оформил сам — они рассылались по составленному им списку, и все мелочи церемонии были так же продуманы им заранее. Даже роскошный гроб был выполнен по его собственному эскизу: красное дерево, отделанное цветочными венками в стиле арт-деко.
Вот такой он был — сын морского инженера из Санкт-Петербурга.