КОРНЕЛЛ ВУЛРИЧ:
пишущий во мраке
Творчество
Творения Вулрича, несомненно, заслуживают славы и гораздо большего внимания со стороны нынешнего поколения читателей криминальной и мистической литературы. И дело не только в их собственной ценности и значимости, но и в том, что они играют роль некого аккумулятора самых мрачных нуарных воплощений криминальных и мистических драм. Можно сказать, творчество Вулрича во многом и сформировало эти самые воплощения. Сочетая в своих работах элементы психологического хоррора и криминальной литературы, Вулрич стоит особняком в тройке pulp-писателей второй волны, в которую также входят Джим Томпсон и Дэвид Гудис.
Джим Томпсон

Фрэнк Кратник, кандидат наук Университета Сассекса, в своей книге «На одинокой улице: фильм нуар, жанр, мужественность», говорит о Вулриче как о «ведущем представителе психологического саспенс-триллера 1940—х годов». Должно быть, скромность Кратника в определениях продиктована академическими рамками. Я же выражусь более свободно: творения Вулрича, справедливо называемые «нуаром» или «черным письмом», несут в себе аспидно-чёрную атмосферу страха, смятения и вездесущей угрозы. Английский писатель и историк Иэн Узби считал, что «Вулрич привнёс ощущение нуара в фильм-нуар».
Тревога и отчаяние — это основы мироздания в произведениях Вулрича, без них для писателя не существует самого мира.
1934 год
Вернёмся в 1934 год, когда произошел условный метемпсихоз и Вулрич уже не мимикрировал под эпоху, а транслировал её. Вернее сказать, теперь эпоха сама словно мимикрировала под зловещий декаданс творений Вулрича. Зачин его новой творческой жизни звучал так: «В приемной меня ожидал еще один пациент. Он сидел тихо, робко, с пугающим смирением бедняка».
С этих слов начинается первый детектив Вулрича «Смерть сидит в кресле дантиста» («Death Sits in the Dentist's Chair»), вышедший в журнале «Detective Fiction Weekly» 4 августа 1934 года. С первых же предложений романа читатель погружается в проникновенно-пугающий идиостиль Вулрича. В этом же романе содержались и первые, ставшие в дальнейшем фирменными, сюжетные и символические приёмы писателя. Сеттинг произведения: воспоминания Вулрича о Нью-Йорке 30-ых годов. Великая депрессия расползалась по городу, оказывая тлетворное влияние на жизни людей и обогащая фантазию убийц. Здесь убийцей выступает дантист, а орудие умерщвления — цианид во временной пломбе. Все эти образы будут встречаться снова и снова в дальнейших работах автора.

Две другие детективные истории Вулрича, написанные в 1934 году, обладают теми же узнаваемыми признаками. «Стены, которые слышат тебя» («Walls That Hear You», опубликовано в «Detective Fiction Weekly», 18 августа 1934) начинаются со вторжения дьявольщины в обыденность главного героя, отчего его жизнь превращается в непроглядный кошмар. Герой находит своего младшего брата с отрезанными у основания пальцами и искусно вырванным языком. В передаче переживаний главного героя Вулрич по уровню жути мог бы потягаться со своим знаменитым современником из Провиденса — таким же сухощавым, болезненным затворником. «Ещё не изобрели такую машину, которая могла бы вырвать язык изо рта человека столь ювелирно и искусно, что не оставила бы ни малейшей царапины на его лице. Или аккуратно уложила бы человека на обочине дороги, прижав ноги друг к другу и положив шляпу на живот, будто бы он предался сну. На нем не было никаких синяков, только лишь незначительные ссадины».

Следующий роман «Предвестник смерти» («Preview of Death», опубликовано в «Dime Detective» 15 ноября 1934) воплотил воспоминания Вулрича о Голливуде. Действие романа разворачивается в закулисье киноиндустрии, не обошлось и без изощрённого убийства: злодей заживо поджигает актрису.
1935 год
Десять криминальных историй Вулрича, опубликованных в 1935 году, были далеко не однородной по качеству и столь же разнообразны в плане сюжетов, отразивших все многообразие мотивов и художественных средств литературных произведений автора. Поговорим о них подробнее.
«Восковое убийство» («Murder in Wax», опубликовано в «Dime Detective» 1 марта 1935) — это первый опыт вести рассказ от лица женского персонажа.

«Тело наверху» («The Body Upstairs», опубликовано в «Dime Detective» 1 апреля 1935) — чисто детективный рассказ, в котором лейтмотивом выступают перманентный всплеск полицейской жестокости, а решению главной проблемы способствует интуиция.

«Поцелуй кобры» («Kiss of the Cobra», опубликовано в «Dime Detective» 1 мая 1935) — это еще одна история о вторжении сверхъестественного в нашу реальность, которая, конечно же, требует смешения жанров. По сюжету овдовевший тесть рассказчика приводит в дом новую жену — индуистскую змеиную жрицу, а далее события развиваются в добрых традициях «Пестрой ленты», вот только в кульминационной сцене с курением отравленных сигарет появляется чистейший Вулрич. Вообще, как можно заметить по этим трём примерам, страдание и смерть у Вулрича нередко проникает через рот: временная пломба с цианидом («Смерть сидит в кресле дантиста»), ювелирно удаленный язык («Стены, которые тебя слышат»), пары отравленной сигареты («Поцелуй кобры»).

«Красная Свобода» («Red Liberty», опубликовано в «Dime Detective» 1 июля 1935) — это простой и кинематографически ясный полицейский сюжет, разворачивающийся внутри Статуи Свободы — той самой, которую Альфред Хичкок, столь близкий Вулричу по мировоззрению и технике саспенса, вспомнит семь лет спустя в своей картине «Саботаж».

«Темная песнь безумия» («Dark Melody of Madness», опубликовано в «Dime Mystery» в июле 1935), ставшая известной под более поздним названием «Папа Бенджамин» («Papa Benjamin»), посвящена судьбе джазового композитора и дирижера, который слишком много узнает о культе вуду в Новом Орлеане. Этот сюжет формирует новый образ, который будет доминировать в последующих работах Вулрича: человек, становящийся жертвой зла.

«Труп и ребенок» («The Corpse and the Kid», опубликовано в «Dime Detective» в сентябре 1935) — по мнению Невиса (биограф Вулрича), самый известный, и наиболее интересный рассказ в десятке 1935 года. Позднее название рассказа — «Мальчик с телом» («Boy with Body»), в русском переводе рассказ публиковался под названием «Чем заняться мертвецу». Это история о мальчишке, который обнаруживает, что его отец убил свою жену, его мачеху, и отчаянно пытается скрыть преступление. Он выносит тело из приморского города Нью-Джерси, где жила семья, и направляется к месту, где женщину ожидает ее нынешний любовник. Рассказ о путешествии мальчика с телом, завернутым в плед — это первый из тех великолепных эпизодов пугающей неизвестности, столь мастерски и реалистично передать которые способен только Вулрич.

«Едва живая» («Dead on Her Feet», опубликовано в «Dime Detective» в декабре 1935) — классика саспенса с долей горькой иронии.

В рассказе «Смерть меня» («The Death Of Me», опубликовано в «Detective Fiction Weekly» 7 декабря 1935) Вулрич впервые обращается к нуарному мотиву Джеймса М. Кейна, ставшему позже неотъемлемой частью его собственных произведений: одному парню удается избежать наказания за содеянное преступление, но в итоге его наказывают за преступление, к которому он непричастен. К традиции такой зловещей иронии, положенной Кейном, Вулрич ещё обратится в рассказе 1944 года «Три казни за одно убийство». Другое название рассказа «Double Jeopardy» («Двойная опасность»), и в этой игре слов очевиден пиетет к роману Кейна «Двойная страховка («Double Indemnity»).

«Убийства в плавучем театре» («The Showboat Murders», опубликовано в «Detective Fiction Weekly» 14 декабря 1935) отличается динамичным повествованием, тончайшим сюжетом и особым вниманием к пластике тел, которую автор с завидной дотошностью живописует даже в сценах с перестрелкой. По мнению Невиса, в столь щепетильном отношении к телодвижениям отражено юношеское желание Вулрича стать танцором.

И, наконец, последний рассказ того года, «Горячая вода» («Hot Water», опубликовано в «Argosy» 28 декабря 1935), не потрясает с точки зрения самой истории, но в очередной раз доказывает влияние кинематографического прошлого на автора.

К концу 1935 года Вулрич стал настоящим профессионалом в своём ремесле, и между 1936 и 1939 годами опубликовал по меньшей мере 105 произведений. В большинстве своем это достаточно длинные рассказы, но есть и короткие истории, и новеллы, и даже две журнальные серии. Поражает стилистическое единство текстов: все они — яркий пример уникального и узнаваемого тона Вулрича. В то же время эти истории разнообразны по своему содержанию.
Они включают в себя:
§ Исторические приключения:


«Чёрный карго» («Black Cargo») – история о рабовладельческом судне

«Холокост» («Holocaust»)
§ Попытки углубиться в юмор а-ля Раньон.


«Часто в дурости ночной» («Oft in the Silly Night»), заглавие – пародия на название известной баллады ирландского поэта-песенника Томаса Мура «Часто в тишине ночной» («Oft in the Stilly Night»),
§ Поражающие аморальностью истории о копах.

«Детектив Уильям Браун» (Detective William Brown).
§ Жутчайшие рассказы о насилии.

«Двойной сеанс» («Double Feature»)

«Убийство на ночном судне» («Murder on the Night Boat»)

«Ты платишь свой пятицентовик» («You Pays Your Nickel»)
§ Будоражащее, полные паники кошмарные истории

«Живые ложатся с мёртвыми» («The Living Lie Down with the Dead»)
§ Едкие рассказы о горькой иронии судьбы

«Post Mortem» - в русском переводе рассказ также вышел под латинским названием.
§ Небольшие простенькие истории, где герой доказывает, что очевидный несчастный случай или самоубийство было убийством.
«У, как в Убийстве» / «U, As in Murder»

«Прикосновение женщины» / «The Woman's Touch»
§ Рассказы о преступлении и наказании с намеками на нечто за пределами изведанного мира
«Тайна в комнате 913» («Mystery in Room 913»)
§ Рассказы со зловещим мотивом обратного отсчёта.
«Johnny on the Spot» (в неофициальном русском переводе «Джонни в тисках»)

«Three O'Clock» (в русском официальном переводе «Ровно в три часа»)

«Мужчины должны умереть» («Men Must Die»), произведение более известно под названием «Гильотина» («Guillotine»).
§ Хаотичные трагедии о смерти, неизвестности и ужасе, которые привносят в наш мир силы, для которых человек — это всего лишь игрушка
«Я бы не хотел оказаться в твоей шкуре» («I Wouldn't Be in Your Shoes»).
К концу десятилетия Вулрич выработал закономерность пространственных соотношений для своих романов. Это и захудалый отель, и дешевый танцевальный зал, и комната полицейского участка и внутреннее помещение провинциального кинотеатра. Также Вулрич окончательно определился с мотивами, образами, символами и идеями для своего творчества: пугающий отсчёт часов, распад любви и доверия, маленький человек, пойманный в ловушку силами, находящимися вне его контроля, и эти губительные обстоятельства, разрушающие жизнь людей, принимают самые неожиданные формы. Они могут быть личными, как в историях о самозваном ангеле-мстителе, который на пути расплаты с преступниками часто карает невинных людей либо вместе с виновными, либо вместо них, или иметь социально-экономическую природу. Но какую бы форму ни принимали злые силы, они несут разрушение.
- Истории об ангеле-мстителе: «Некто на том конце провода» («Somebody on the Phone»), «Вечерняя история» («After Dinner Story»).

- Рассказы о маленьких людях, доведенных до крайности Великой Депрессией: «Ночь, когда я умер» («The Night I Died»), «Прощай, Нью-Йорк» («Goodbye, New York»).

- Сюжеты, опирающиеся на метафизические обстоятельства, когда у героев есть только два решения, но ни одно из них не согласуется с известными фактами, и каждое приводит к смерти невинных жизней: «Я бы не хотел оказаться в твоей шкуре»