Кто вы, мистер Коллишоу?
Имена Мэта Коллишоу (Mat Callishaw), Ани Галаччио (Anya Gallaccio), Дэмиана Херста (Damien Hist), Ангелы Баллок (Angela Bulloch) и ряда других британских художников стали набирать популярность после выставки Freeze в 1988 году в Лондоне. На выставке за символическую цену можно было купить репродукции и оригиналы художественных фотографий, картин и коллажей без указания авторства. У покупателя на руках могла оказаться либо работа прославленного мастера, либо работа начинающего художника. Посетителям оставалось положиться на интуицию и собственный вкус.

Баллок, Херст, Коллишоу и другие участницы и участники Freeze для простоты назвали себя в тот момент «Молодыми британскими художниками» (YBA). Аббревиатура попала в прессу и закрепилась за ними надолго. Над выставкой работали совместно: собирали экспонаты других, выставляли собственные произведения, фиксировали процесс на фотоплёнку. Благодаря фотографам Абигейл Лейн, Николасу Синклеру и другим стали известны портреты участников, часть их работ и само здание, где шла выставка.
Лондонские лофты
Лондон — портовый город. Река Темза разбивает его на две части и образует излучину к востоку от Тауэра. Здесь на полуострове несколько веков размещались судоремонтные мастерские. Часть из них к концу 1980-х годов давно не использовалась по назначению. В одной такой мастерской студенты и выпускники лондонского художественного университета Голдсмит и организовали выставку Freeze. Она шла месяц, с июня по июль 1988 года. За этот месяц работы Коллишоу и его единомышленников из группы YBA запомнились лондонской прессе и посетителям выставки. А в следующие годы о них услышала вся страна.

Moscow Tatintsian Gallery
Галерист Татинцян сначала создал выставочное пространство Tatunz в Берлине, затем переехал в Нью-Йорк, а в 2005 году — в Москву. Со времён Берлина и Нью-Йорка Гари Татинцян постоянно на связи со своими европейскими и американскими коллегами, и потому легче и быстрее, чем иные московские галеристы, договаривается о размещении и демонстрации западных коллекций. Так пространство на Серебрянической набережной близ пешеходного Тессинского моста стало окном в творческую Европу для столичных коллекционеров и зрителей. Выставка кого-нибудь из участников Freeze была лишь вопросом времени. И вот, спустя 34 года, арт-объекты Мэта Коллишоу выставлены в Москве.


Фенакистископ, дедалеум, зоотроп
Нет, это не заклинания на греческом языке, а разные названия прототипа и окончательной версии одной занятной оптической игрушки викторианской эпохи. Зоотроп — предвестник кино и анимации. Карусель с рисунками вращается при свете, который мелькает с определенной частотой в секунду. Человеческий глаз считывает зрелище как единую движущуюся картинку.
Механика зоотропов вдохновила Коллишоу на уникальную в своём роде трёхмерную анимацию, где каждый «кадр» — реальная объёмная фигурка. За свою карьеру Коллишоу создал самые разные «мультфильмы» такого рода. Самые известные («Избиение младенцев», «Сад неземных наслаждений» и др.) можно увидеть на сайте галереи Тейт и fatum-arte.com. В Москве у Татинцяна выставлен небольшой зоотроп «The Centrifugal Soul», который обыгрывает тему брачного поведения птиц и проводит аналогию с социальным «прихорашиванием» человека.Любопытный эффект возникает при съемке включённого зоотропа на камеру мобильного телефона: по экрану проползает, ускоряется и затем бежит в обратную сторону широкая тёмная полоса. Такой же эффект мы видим на экранах при просмотре старинного кино.
Предупреждаем посетителей, что из-за быстрого мерцания с частотой бега киноплёнки (до 60 кадров в секунду) работающий зоотроп может вызвать дискомфорт и даже головную боль. При просмотре видеозаписи дискомфорт отсутствует. Но вживую зрелище по-настоящему завораживает.

Мэтр Мэт
«Не проходит дня, чтобы я не чувствовал себя баловнем судьбы», —
делится Коллишоу в интервью онлайн-журналу The Telegraph. Сегодня он — признанный экспериментатор на стыке жанров. Коллишоу владеет таким количеством техник, что давно не скован рамками живописи, механики или цифровых медиа. Его работы выставляются по всему миру, от Государственного Эрмитажа в России до Фонда Arter в Турции.


Он сотрудничает и консультируется с профессионалами в разных областях, делегирует им создание отдельных элементов своих проектов, объединяет философские идеи и технические конструкции, как режиссёр ищет все доступные средства для фильма, или как дирижёр управляет оркестром.
В затемнённом зале галереи Татинцяна идут короткометражные фильмы о создании и ключевых идеях работ Коллишоу. Автор полностью открыт зрителю и не считает нужным загадочно молчать о смысле, вложенном в арт-объект. Обязательно послушайте о концепции и истории создания зоотропа с мотыльками в главном куполе Музея Виктории и Альберта, о механическом орлином скелете для инсталляции «The Nerve Rack» на тему борьбы католиков с протестантами, и о впечатляющих исследованиях бихевиориста Фредерика Скиннера, которые вдохновили Коллишоу на создание символической «The Machine Zone»: концептуального портрета любого азартного игрока и пользователя социальных сетей, чьё поведение подчиняется одним и тем же закономерностям, раскрытым ещё в середине прошлого века.
Полезные ссылки:
Официальный сайт художника — matcollishaw.com
Официальный сайт галереи Гари Татинцяна в Москве — tatintsian.com
Больше о группе Young British Artists — theartstory.org