Ася Красовская
Рождественский Бэтмен или история о том, как болеют супергерои
Хоу-хоу-хоу! Дети, садитесь в круг, сейчас я расскажу вам самую новогоднюю историю из всех, которые вы только слышали! Дрова в камине трещат, огоньки на ёлке мерцают, а мы начинаем наш рассказ…
Жил да был на свете рыцарь тёмный, в чёрные доспехи закованный, богатством обладающий немеренным. По ночам тот рыцарь выходил на борьбу с чудищами окаянными: бандитами да гангстерами, потому как проживал он в городе с репутацией криминальной. А звали нашего героя Бэт… кхе-кхе то есть Скрудж. Случилось как-то Скруджу подхватить простуду и вот с этого момента начинают происходить с ним разные странные и даже страшные вещи… я же не обещал, что история будет доброй!

«Бэтмен. Ноэль» — очаровывающий своей красотой и мрачностью пересказ «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса, действие которого разворачивается в декорациях погрязшего в преступности Готэма. Помнится, как-то раз одна мышь уже играла в этой постановке, и это тоже было хорошо (привет, Микки). Автор сценария и художник — Ли Бермехо, работавший над «Джокером» (2008 г.) и «Хранителями. Начало» (2012 г.)

Образ брюзгливого Скруджа идеально ложится на Бэтмена, хотя скупердяем его назвать сложно (впрочем, видели ли вы в особняке Уэйнов других слуг, кроме Альфреда?). Зато в наличии вечное горделивое одиночество, снобизм, желание делать всё по-своему и непоколебимая уверенность в собственной правоте.
И когда в своих попытках вершить правосудие Бэтмен едва не переходит черту, к нему один за одним являются три призрака – как и в каноничной «Рождественской песни». Они помогут ему, хочет он этого или нет, посмотреть на себя со стороны и увидеть, в кого он превратился, проводя все дни во тьме своей технологичной бэт-пещеры. И может быть дело в том, что Бэтмен и правда сильно болел – пневмония, или что-то посерьёзней, — а может рождественское чудо просто не могло не произойти, но герою и правда удаётся в итоге поступить по совести.

Шарабах! Врывается в комнату ледяной зимний ветер, а вместе с ним и четвертый дух – дух читателя. Мы попросили участников одного из крупных сообществ по комиксам поделиться своими впечатлениями о Рождестве в Готэме. Вот, что они написали.
«Комикс не окутывает запахом мандаринов или хвойным ароматом, не кружит голову, как иногда бывает от игристого вина, а только безжалостно дует морозным сквозняком, от которого краснеют щеки и немеют ноги.

Грузные серые полотна снижают чувствительность наших колбочек и с тяжестью давят на шейные позвонки. Мраморный камень, врезанный в страницы, душит праздность, с трудом проглядывает среди этого тусклый-тусклый лучик надежды.

Герой — заплесневевший, очерствевший, поглощенный чернотой холоднокровия практически бюрократического законодательства, — залепил непробиваемой чешуей человеческую этику и в своём истинном страдании постигает скрытые от чуждых глаз свои онтологические формы.
Неужели автор показывает нам, что для того, чтобы добраться до глубины человеческого сострадания и понимания, необходимо устраивать целые представления, парад сердечных измышлений, совершить перед взором настоящий подвиг, чтобы только привлечь непроницаемую, холодную фигуру хотя бы к переживанию?

Кажется, Бермехо здесь даже оптимистичен. Но если взглянуть на его будущую работу с героем проклятым («Бэтмен: Damned» сценарий Брайана Аззарелло, рисунок Ли Бермехо — прим. ред.), есть ли там хотя бы эта надежда, или там-то уже всё под землёй безвозвратно схоронено?"

— Дмитрий Сёмин
Читая «Бэтмен. Ноэль» в разгар зимы, пока на улице все прячут лица в тёплые шарфы и медицинские маски, вы точно десять раз подумаете «дома бы болел, а то приносит тут свои вирусы». А глядя на главного героя, стоящего на вершине небоскрёба в одном чёрном трико и покрытого капельками лихорадочного пота (спасибо Ли Бермехо за скрупулёзность), вам захочется накормить его куриным бульоном, закутать в плед и поставить горчичники – такой вот жизненный канун Рождества, не правда ли?
Небольшой выпуск, оригинал которого вышел в 2011 году, издательство «Азбука-Аттикус» дополнило полным текстом произведения Диккенса, что многими воспринялось как ловкий ход для повышения цены (хотя в истории про персонажа, чьё имя стало синонимом алчности, смотрится даже органично). Но за счёт великолепной рисовки и такого литературного бонуса книга превращается в полноценный подарок.

Этот подарок придётся по вкусу любому — даже человеку, далёкому от хитросплетений персонажей DC. Подарите его начальнику, девушке, другу или… себе, в конце концов — только представьте какое удовольствие достать с полки этот том и разглядывать укрытые снегом крыши города, прорисованные до мельчайших деталей.