БРЕНД БРОДСКОГО
Алевтина Легещич
БРЕНД БРОДСКОГО
Алевтина Легещич
Самая цитируемая фраза последних двух месяцев: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку».
24 мая автору этих строк исполнилось бы 80,
и в честь юбилея музей-квартира Иосифа Бродского «Полторы комнаты» в Санкт-Петербурге открыла бы двери для всех желающих.
Но встречи с прекрасным оффлайн отложены до лучших времен. Пока эти времена не наступили, искусство продолжает двигаться вперед, осваивая новые форматы
Самая цитируемая фраза последних двух месяцев: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку».
24 мая автору этих строк исполнилось бы 80,
и в честь юбилея музей-квартира Иосифа Бродского «Полторы комнаты»
в Санкт-Петербурге открыла бы двери для всех желающих.
Но встречи с прекрасным оффлайн отложены до лучших времен. Пока эти времена не наступили, искусство продолжает двигаться вперед, осваивая новые форматы
Находясь в разных городах, актеры прочли и записали на видео стихотворение Иосифа Александровича «Одиночество». Благодаря монтажу четыре человека оказались в едином пространстве видеопоэзии.
В условиях изоляции получился селф-эксперимент: съемка без режиссера и оператора. Участница проекта Катя Луценко говорит, что непросто было работать
с чуткой и тонкой словесной детализацией любимого писателя. Катя снимала на мобильную камеру улицы Петербурга во время прогулок и работы с текстом
в контексте города. При монтаже использованы кадры
из личных архивов, подчеркивающие внутренний ритм поэзии Бродского.
Кроме уже привычного поэтического марафона или онлайн-лекции, появляются и другие формы выражения любви
к поэзии. Например, молодые поклонники творчества Бродского прикоснулись
к прекрасному с помощью синтеза искусств.
Находясь в разных городах, актеры прочли и записали
на видео стихотворение Иосифа Александровича «Одиночество». Благодаря монтажу четыре человека оказались в едином пространстве видеопоэзии.
В условиях изоляции получился селф-эксперимент: съемка без режиссера
и оператора. Участница проекта Катя Луценко говорит, что непросто было работать с чуткой и тонкой словесной детализацией любимого писателя.
Катя снимала на мобильную камеру улицы Петербурга
во время прогулок и работы
с текстом в контексте города. При монтаже использованы кадры
из личных архивов, подчеркивающие внутренний ритм поэзии Бродского.
Кроме уже привычного поэтического марафона или онлайн-лекции, появляются
и другие формы выражения любви к поэзии. Например, молодые поклонники
творчества Бродского прикоснулись к прекрасному с помощью синтеза искусств.
Однозначного определения видеопоэзии нет, это искусство граничит с разными жанрами, но в нем обязательно сочетаются движущиеся изображения и поэтический текст. Видеоарт делает стихотворение живым, а еще он легко воспринимается зрителем благодаря форме, схожей с клипом.
Жанр берет свои истоки в Европе 1980-х, в Россию проникает уже в XXI веке.
И если за рубежом в видеопоэзии главной была картинка, то в России на первом месте слово. Чаще всего режиссеры делают видео на стихи современных авторов. Но Бродский и тут оказался исключением, отвоевав себе место в видеопоэзии.
Еще в 2008 году Кирилл Серебренников снял в Ростове «Конец прекрасной эпохи» – экспериментальный поэтический фильм, сохранивший свойственную режиссеру метафорическую манеру.
Премьера проекта молодых актеров «Одиночество» прошла в рамках фестиваля библиотек Москвы и Санкт-Петербурга «Безумный Маркс», который доступным языком знакомит с советской культурой. Своеобразное посвящение Бродскому связывает ушедшую прекрасную эпоху с не менее прекрасной современностью.
Однозначного определения видеопоэзии нет, это искусство граничит с разными жанрами,
но в нем обязательно сочетаются движущиеся изображения и поэтический текст. Видеоарт делает стихотворение живым, а еще
он легко воспринимается зрителем благодаря форме, схожей с клипом.
Жанр берет свои истоки
в Европе 1980-х, в Россию проникает уже в XXI веке.
И если за рубежом
в видеопоэзии главной была картинка, то в России
на первом месте слово. Чаще всего режиссеры делают видео на стихи современных авторов. Но Бродский и тут оказался исключением, отвоевав себе место в видеопоэзии.
Еще в 2008 году Кирилл Серебренников снял в Ростове «Конец прекрасной эпохи» – экспериментальный поэтический фильм, сохранивший свойственную режиссеру метафорическую манеру.
Премьера проекта молодых актеров «Одиночество» прошла в рамках фестиваля библиотек Москвы и Санкт-Петербурга «Безумный Маркс», который доступным языком знакомит
с советской культурой. Своеобразное посвящение Бродскому связывает ушедшую прекрасную эпоху с не менее прекрасной современностью.
Инсценировки с фрагментами произведений поэта можно встретить во многих театрах. Спектакль «Бродский» Театра Наций из цикла «Наше всё…» – камерная композиция, синтез музыки и литературы, интуитивное восприятие поэзии. Поэма-мистерия Бродского «Шествие» легла в основу одноименного спектакля-променада «Студии театрального искусства» (один из самых молодых театров Москвы, включающий в репертуар редко инсценируемые произведения классиков мировой литературы). «Шествие» – внутреннее блуждание автора
с бесконечными вопросами – начинается в пространстве гардероба и продолжается в фойе и на лестницах.
С 2011 года спектакль существовал как прогон со зрителями, и только в 2019 закрепился в репертуаре СТИ.
Хотите больше?
Фонд создания музея Иосифа Бродского совместно
с компаниями NCA и Триколор ТВ выложил в сеть онлайн-марафон ко дню рождения поэта: Диана Арбенина, Noize MC, Александр Васильев и другие поют песни на его стихи. Такой список исполнителей не случаен. Например, трек «Конец прекрасной эпохи» записан лидером группы «Сплин» для сольного альбома еще в 2004 году, «Я сижу у окна» в репертуаре Арбениной также появилась в начале нулевых. В своих интервью Диана говорит, что без влияния Бродского не состоялась бы как поэт.
Инсценировки с фрагментами произведений поэта можно встретить во многих театрах. Спектакль «Бродский» Театра Наций из цикла «Наше всё…» – камерная композиция, синтез музыки и литературы, интуитивное восприятие поэзии. Поэма-мистерия Бродского «Шествие» легла
в основу одноименного спектакля-променада «Студии театрального искусства»
(один из самых молодых театров Москвы, включающий
в репертуар редко инсценируемые произведения классиков мировой литературы). «Шествие» – внутреннее блуждание автора
с бесконечными вопросами – начинается в пространстве гардероба и продолжается
в фойе и на лестницах.
С 2011 года спектакль существовал как прогон
со зрителями, и только в 2019 закрепился в репертуаре СТИ.
Хотите больше?
Фонд создания музея Иосифа Бродского совместно
с компаниями NCA и Триколор ТВ выложил в сеть онлайн-марафон ко дню рождения поэта: Диана Арбенина, Noize MC, Александр Васильев
и другие поют песни на его стихи. Такой список исполнителей не случаен. Например, трек «Конец прекрасной эпохи» записан лидером группы «Сплин»
для сольного альбома еще
в 2004 году, «Я сижу у окна» в репертуаре Арбениной также появилась в начале нулевых.
В своих интервью Диана говорит, что без влияния Бродского не состоялась бы как поэт.
Не счесть документальных фильмов, которые рассказывают о жизни Бродского в России и за океаном. «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие
на Родину» – кино Андрея Хржановского, основанное на произведениях поэта, украшено милейшей мультипликацией, слегка сумбурным и сюрреалистичным видеорядом; художественное в нем преобладает над документальным. А вот
в картине Елены Якович «Прогулки
с Бродским» наоборот, документальность – прежде всего. Бродский и его друг Рейн гуляют по Венеции, разговаривая
о поэзии, языке, о будущем и настоящем.
Кадр из фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину»
Не счесть документальных фильмов, которые рассказывают о жизни Бродского в России
и за океаном. «Полторы
комнаты или сентиментальное путешествие на Родину» – кино Андрея Хржановского, основанное на произведениях поэта, украшено милейшей мультипликацией, слегка сумбурным и сюрреалистичным видеорядом; художественное
в нем преобладает над документальным. А вот
в картине Елены Якович
«Прогулки с Бродским» наоборот, документальность – прежде всего. Бродский и его друг Рейн гуляют по Венеции, разговаривая о поэзии, языке, о будущем и настоящем.
Кадр из фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину»
Не обошел стороной Бродского и стрит-арт. Гигантский портрет поэта изображен на фасаде библиотеки имени Чехова в Калининграде, а строчки его произведений живут на стенах питерских домов (количество стремительно выросло после недавнего инцидента с закрашенным
коммунальщиками граффити поэта). Портреты и стихи классика печатают
на шоперах, футболках и открытках.
А все почему? Потому что Бродского много не бывает.
Не обошел стороной Бродского и стрит-арт. Гигантский портрет поэта изображен
на фасаде библиотеки имени Чехова в Калининграде,
а строчки его произведений живут на стенах питерских домов (количество стремительно выросло после недавнего инцидента
с закрашенным
коммунальщиками граффити поэта). Портреты и стихи классика печатают
на шоперах, футболках
и открытках.
А все почему? Потому что Бродского много не бывает.