Культурь!

И станет пустыня цветущим садом

Фантастическое как одно из направлений современной популярной культуры, впервые появившись в творчестве европейских романтиков как результат открытия пугающего народного творчества, не перестает быть актуальным вот уже почти двести лет. Существуя, прежде всего, как литература и кино, фантастика нередко стремиться преодолеть границы этих двух видов искусства и философски осмыслить существование человека. Так, например, именно в виде волшебной сказки далёкое, мифологическое прошлое актуализировалось в ХХ веке в произведениях Дж. Р. Толкина («Хоббит», «Властелин колец»); история Средних веков и Раннего Нового времени же переосмыслялась как судьбоносная для европейской цивилизации в серии книг А. Сапковского «Ведьмак», а также во многих фильмах и телесериалах: «Викинги» (2013-2020), «Мерлин» (2008-2012, ВВС), «Меч короля Артура» (2017, реж. Гай Ричи) и других, общей темой которых всегда становилась борьба человека и власти, личного подвига и самопожертвования.

Научная фантастика, в свою очередь, «фантазирует» на тему человеческого будущего. Порой эти прогнозы оказываются неутешительны: вспомним хотя бы антиутопические предвидения Дж. Оруэлла, О. Хаксли или Е. Замятина, а также фильмы «Армагеддон» (1998, реж. М. Бэй) и «Интерстеллар» (2014, реж. Кр. Нолан), в каждом из которых будущее рисуется как результат фатального заблуждения человечества. В огромном пространстве этих книг и кинофильмов мы бы хотели посоветовать вам произведение, которое, в силу разных причин, зачастую оказывается незаслуженно обделено вниманием русского читателя — серию романов «Дюна» Фрэнка Герберта, первая часть которой недавно была блестяще экранизирована Д. Вильнёвым.

«Дюна» / Реж. Дени Вильнёв, 2021

«Дюна», на первый взгляд, не сильно отличается от того, что читатель или зритель может найти в любом другом фантастическом произведении: войны и конфликты, катастрофы, политические распри и жестокие семейные драмы, преследующие антагонистов. Это действительно так, но с одним важным уточнением: именно Ф. Герберт изобрел большинство из канонических для научной фантастики приёмов, которые уже после были успешно усвоены другими, более популярными авторами.


Во-первых, задолго до «Игры Престолов» сюжет книг выстраивается вокруг борьбы разных кланов за самый ценный ресурс во вселенной — меланж, добываемый на пустынной планете Арракис, власть над которой переходит из рук одной династии к другой. Во-вторых, грамотное переплетение политики и до сих пор актуальной социальной повестки показано в судьбе фрименов (от англ. free men — свободные люди) — народа, приспособившегося к жизни на Арракисе и постоянно притесняемого инопланетными колонизаторами, желающими получить доступ к меланжу. Позже, такую же схему мы увидим в повстанческой борьбе республики и империи в киноэпопее «Звёздные войны» Дж. Лукаса. Неудивительно, но именно из «Дюны» последний заимствует сосуществование в одном сеттинге магии и прогрессивных космических технологий, взаимодополнение которых порождает удивительно зрелищные сражения как в книге, так и, особенно, в кинопостановках.

«Дюна» / Издательство АСТ, 2021

Прочитать эти книги (или, по крайней мере, первую часть) стоит в том числе и ради удивительной жизни Пола Атрейдеса. Историческая драма его семьи, отправленной на Арракис в качестве наместников императора, загадка его происхождения и связи с Чани, девушкой-фрименом с Арракиса – всё это создает неповторимое сочетание самых удачных формул, которые читатель может встретить на страницах других фантастических произведений. Несомненным плюсом для чтения и воображения должно стать наличие нескольких экранизаций, в последней из которых, уже упомянутой нами, главные роль играют восхитительный тандем Тимоти Шаламе и Зендеи. Впрочем, не спешите смотреть её раньше прочтения книги и дайте шанс Вашему собственному воображению нарисовать свою картину удивительного мира «Дюны» Ф. Герберта. Поверьте, она того стоит. 

Мини-словарь «Дюны»:


Арракис — пустынная ключевая планета во вселенной Дюны, третья в системе звезды Канопус. Название производится как «танцор»; другой вариант перевода — «бродячий верблюд». Ландшафт планеты представляет собой пустыню с серебристым небом.

Бене Гессерит — тайное женское сообщество, разум и тело членов которого (сестёр) особым образом тренируются с целью обретения специальных навыков управления людьми.

Гом-джаббар — особая игла, на кончике которой находится яд метацианид. Использовалась сёстрами Бене Гессерит для испытания людей.

Каладан — третья планета Дельты Павлина, дом семьи Атрейдесов. Большая часть поверхности планеты покрыта водой, планетарный климат характеризуется обильными осадками и сильными ветрами.

Квисатц Хадерах — так сёстры Бене Гессерит называли цель своей селекционной программы: мужчину, способного заглядывать в генетическую память предков как по женской, так и по мужской, недоступной сёстрам, линиям.

Меланж (специя, пряность) — вещество со сложным химическим составом, необходимое навигаторам для межзвёздных перелётов. Обладает стимулирующим, гериатрическим и галлюциногенным эффектом. Добывается лишь на Арракисе.

Сардаукары — элитные войска в армии падишах-императоров дома Коррино. Жестокие и кровожадные: каждый сардаукар стоил десяти обычных солдат.

Хайлайнер — крупнейший космический корабль, используемый для межзвёздных перелётов. 

Шаи-Хулуд — гигантские песчаные черви с планеты Арракис. Обладают способностями к регенерации, так что даже полностью отделённый сегмент гигантского червя (в длину они могут достигать нескольких сотен метров) может функционировать самостоятельно. 

Dune, Omni Magazine July 1980 / John Schoenherr

Книги